О себе

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Дон Эллиот родился в Ленинграде в 1976 году в семье военнослужащего. После окончания школы поступил в военное училище. Но через несколько лет решил сменить направление своих профессиональных интересов и окончил Академию Государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Это все, что мы можем сказать об авторе, вне его творческого поля. И, наверное, пока что читателю будет достаточно этих знаний, ибо в гораздо большей степени нас интересует его поэзия.

Перед вами лежит книга, работа над которой продолжалась на протяжении более десяти лет. Книга задумана автором, как дневник мыслей в их стихотворном варианте за десятилетний отрезок жизни человека, имеющего что сказать и выразить окружающему миру. Именно поэтому произведения в ней расположены в хронологическом порядке – от первых стихов на первых страницах до более зрелых, а значит и менее эмоциональных – на последних страницах книги. Именно этим и объясняется расположение произведений в книге. Возможно, что это не самый удачный вариант расположения произведений, таких разноплановых и многогранных, но автор сделал свой выбор. Тем же объясняется и название самой книги.

Некоторые из альбомов в книге предваряются, а иногда и завершаются предисловиями и, соответственно, послесловиями. Однако, мысли в пред-и-послесловиях не являются мыслями самого автора, — это выдержки из тех книг или произведений, которые, каждый в свое время, оказали на автора в периоды становления его мировоззрения – огромное воздействие. Они так же даны в хронологическом порядке.

Тематический охват в поэзии Эллиота велик. Читая его произведения, понимаешь, что на свете нет такой темы, которая не могла бы его не заинтересовать и не привлечь внимание. Вместе с тем, разумеется, поэзию Эллиота нельзя назвать однозначной. В целом ряде произведений у автора встречаются противоречия, порой даже кричащие противоречия, которые затрудняют понимание склада его души. Эти противоречия, помимо прочего, можно объяснить так же и хронологическим принципом построения книги. Ведь человек постоянно меняется, взрослеет, отбрасывает все не нужное, отжившее и, напротив, стремится впитать в себя нечто еще новое, своеобразное, то есть то, что позволяет ему идти в ногу со временем, не чувствуя себя одиноким или даже чужим в этом времени.

В некоторых своих произведениях автор прямо объясняет себя. Например, касаясь тематики противоречивости, — «Мне близок дух противоречий…»

Ранние стихи Эллиота представляются более эмоционально и нравственно насыщенными, нежели поздние. И опять же, автор объясняет этот факт в поэме «Фантасмагория» в первых же ее строках:

«…Она мне открылась, когда был я молод,
Когда еще был не испорчен судьбой,
Когда я желал утолить знаний голод,
Когда вся природа была мне родной.

С тех пор стал я тверже, стал ТЯЖЕЛЕЕ,
Уже мне не ведомо чувство родства
С природой великою, что нас жалеет,
Не допуская грехов озорства…»

Однако, несмотря на это, как весна не может быть ценнее и значимее осени, так и насыщенность поэзии Эллиота излишней, может быть, эмоциональностью, свойственной вообще юношескому возрасту, с лихвой компенсируется зрелостью, большой смысловой нагрузкой, большей обстоятельностью и глубиной мышления в поздних стихотворных произведениях, особенно это можно утверждать, говоря о втором томе книги. При этом некоторые из относительно ранних стихов порой прямо-таки поражают глубиной проникновения в явления жизни, к примеру стихотворение «В полуночный, оформленный час…» в третьем альбоме. Тут проявляется такая глубина сознания, масштабность мышления и зрелость взгляда на явления, которая никак не связуется с возрастом автора, когда он писал это произведение. Это еще одна грань творчества Эллиота – склонность к мистификации пространства жизни, стремление к тайному этого мира, то, что мы назвали бы сакральностью поэтического пространства. Об этом будет сказано чуть ниже.

Любовная тематика в поэзии Эллиота составляет особое место. Читая его любовную лирику, со всей определенностью осознаешь, ощущаешь желание автора видеть и смотреть на любовь – как на явление исключительно не земное, божественное, данное нам с выше. Можно даже сказать, что это видение утверждается прямо и непосредственно, например, в произведении «В небесной неге, на краю Вселенной…» При этом, есть произведения, где автор заставляет нас посмотреть на «любовь» с совершенно иной точки зрения, из нашего мира, мира приземленности. Яркий пример тому стихотворение «Есть женщины – самки…» Но даже и в этом стихотворении нас не оставляет ощущение, что автор относится к явлению «любви», как явлению в большей степени сверх-земному, чем собственно земному. Об этом же говорят нам и его стихи, посвященные, как явственно чувствуется, совершенно земным женщинам, — в них автор так же старается обожествить и возвысить символ и предмет своей любви.

Отдельно хотелось бы сказать об отношении автора к женщине. По-сути, наиболее ярко и явственно это отношение выражено у Эллиота в произведении «Значенье женщин можно ль сопоставить…». В этом стихотворении автор не просто восхищается женщиной, он восхищается Женщиной, представляя ее в образе богини-матери-сестры-жены, вечной спутницы и неутомимой помощницы Мужчине, воспитательнице и облагораживательницы Человечества. То есть отношение автора к женщине такое же возвышенное и духовное, как и его отношение к любви.

Говоря о социальном пласте поэзии Дона Эллиота, необходимо отметить следующий безусловный факт – многие, очень многие из его произведений нельзя читать, не улыбаясь, не чувствуя иронии, иногда еле заметной, и тем более тонкой. Особая тонкость иронии заметна в его стихотворении, которое так и называется «Ирония». Вместе с тем, такие стихи, как «Обломов» и «Анти-Обломов» на наш взгляд являются не просто сильно выраженными в социальном аспекте, карикатурно отображая отрицательные черты в характерах людей, но и являются примерами прямо ироничного отношения автора к действительности.

Сказав об иронии, нельзя не упомянуть и о сатире, то есть злой иронии. Безусловно, у Эллиота мы найдем и такие произведения, — жесткие, колкие, можно даже сказать, неудобные и неприятные обществу (иногда и современному обществу). В таких стихах автор, на наш взгляд достигает вершин великолепия в отражении действительности. Эти стихи практически в полной мере показывают все негативное, не чистое, не справедливое, не здоровое, что накопилось в обществе. Конечно, с обличениями автора не легко смириться, но если учесть, что показ на всеобщий обзор наших отрицательных явлений должен заставлять нас смущаться их, а смущение должно влечь за собой желание бороться с такими явлениями, совершенствоваться и изменяться в лучшую сторону, эта сторона поэзии Эллиота не может не быть для нас полезной. Полагаем, что стихотворения «Мышление» и «Бюро-краты» наиболее полно отражают сатирический аспект в творчестве Эллиота.

Чувство патриотизма, любви к своей Родине, к России выражено у автора сильно и насыщенно искренними переживаниями. Тут надо учесть то, что большинство произведений, прямо или косвенно посвященных теме Родины, творилось в период потрясений в нашем обществе, в период революционных изменений и преобразований, в период, когда народ только-только начинал строить новую Россию на обломках старой советской Империи. А такие метаморфозы в жизни общества всегда тяжело переживаются людьми, тонко чувствующими окружающий их мир. Целый ряд стихов о Родине говорит о развитом патриотизме Эллиота сам за себя: «Переживаю за болезнь Отчизны», «Что было. Что есть. Что будет?», «Вернемся к истокам забытой реки», «Среди равнин привольных русских…», «Свирепы, дики нынче нравы» и мн. др.
Вместе с тем, автор ни в коем случае не считает себя в отрыве от остального человечества, и его переживания выливаются в стихах не только о России, но и затрагивают остальной мир, к примеру это Эллиот ясно дал понять в стихе «Как отношусь к России я…» или в стихотворении «Я – русский! Вы не думайте, злодеи…».

Несмотря на все перипетии, происходящие с нашей страной в последнее время, в целом складывается впечатление, что автор больше оптимистически смотрит в будущее и человечества и своей Отчизны, что он верит в то, что лучшее, более достойное и справедливое будущее возможно, и не только возможно, но и необходимо, например в стихе «Случится многое со мной…» или в стихе «Я мир соткал из ткани предсказаний…», а ведь последнее стихотворение начинается, казалось бы, совсем уж мрачными нотами.

Тема природы, увлеченность автора живой планетой, с ее разнообразными видами жизни, растениями и животными так же отражена в поэзии Дона Эллиота достаточно полноценно и ярко. Чувствуется, что автор знает повадки некоторых животных, знает о их поведении в дикой природе и старается описывать природу возможно полно и максимально красочно, что видно в стихотворении «Тропический лес на брегах Амазонки…». Учитывая, что автором написана поэма о жизни лисиц «Домино», которая создана по мотивам одноименного произведения в прозе такого великого и великолепного знатока мира природы, естествоиспытателя и, как нам известно, любимейшего писателя автора, как Эрнест Сетон-Томпсон, можно с полным правом сказать, что Дон Эллиот искренне и глубоко любит природу и переживает за «братьев наших меньших».

Любопытно, что такое стихотворение, как «Ах, эта русская глубинка…» является живым примером того, как любовь к Родине у автора переплетена с любовью к родной природе, пусть даже эта природа деревенская, а не дикая.

Безусловно, отдельного рассмотрения заслуживает нравственно-эмоциональный аспект в творчестве Эллиота. Очень и очень многие его стихи глубоко лиричны и носят яркий отпечаток не только переживаний, но и самого характера автора. Иногда его стихи можно представить в виде сжатой до предела пружины, которая под воздействием настроения и характера автора вдруг резко и молниеносно высвобождается и обнажает нам всю глубину драмы и переживаний, а построение и структура, а так же смысл произведения предстает перед читателем, как ярко выраженный сгусток энергии (иногда до такой степени, что читателю приходится с неизбежностью забыть о собственном, только что царившем в нем настроении). Перечислять названия таких произведений можно долго, но на наш взгляд наиболее насыщенными именно субъективно-лирической стороной поэзии в творчестве Эллиота, являются следующие стихи: «Играла скрипка. Звук дождливый…», «Безысходность в глазах…», «Моя стихия – одиночество», «Исповедь» и мн.др.

Социальная сторона поэзии Эллиота многогранна, и, как нам кажется, несколько противоречива и не совсем однозначна. Разумеется, в целом поэтическое пространство автора в смысле его влияния на общество, на его устои, традиции и отношения, на его воспитание – положительно. Читайте, к примеру, стихотворение «Как много значит воспитанье…». Однако, есть стихи, с которыми далеко не каждый читатель сможет согласиться по определению, по их сути, — к примеру «О, Франция – страна богов…» В этом произведении автор выражает с максимально возможной для него определенностью и искренностью почему-то абсолютно отрицательное отношение к Франции, и как государству, и как национальному обществу. Вполне возможно, что в этом стихе находится и объяснение, причина, по которой автор ТАК относится к этой стране, но за образами нам не удалось раскопать логических объяснений. Может быть, это получится у кого-либо из наших читателей.

Обращаясь к рассмотрению политического аспекта поэтического пространства Дона Эллиота, перед читателем прямо на поверхность всплывает политическая поэма «Явь» — пожалуй, наиболее неоднозначное произведение во всей поэзии Эллиота. Хотелось бы сразу же предупредить читателя, что Издатель во многом не разделяет выводы, сделанные в поэме «Явь», хотя и не исключает возможность трактовки исторического процесса, в том числе и с выбранной в этой поэме точки зрения. В любом случае, читая поэму «Явь», прекрасно осознаешь тот факт, что для ее сочинения автору потребовалось ознакомиться с множеством литературных и историко-архивных материалов, поскольку ТАКОЙ однозначный и непротиворечивый взгляд на историю и политику в течение последних трех столетий, один человек выработать не в состоянии. Следовательно, автор выражает в этой поэме мнение и политические взгляды определенной части нашего общества.
В заключение нашего предисловия, Издатель предлагает коснуться религиозно-философской стороны поэтического пространства автора этой книги. Во множестве произведений Эллиотта встречается слово «Бог». И в целом, создается впечатление, что автор принадлежит к православной христианской традиции, издревле свойственной русским людям, и это подтверждают многие его стихи. Однако, не все так просто и однозначно. Такие произведения, как «Богу», «Богу 2», «Богу 3» и «Брахман» в первоначально созданном самим автором контексте его восприятия, как человека православной культуры, совершенно сбивают с толку. Эти стихи, один за другим, устойчиво, планомерно и тенденциозно наталкивают на мысль, что автору близки традиционные религиозные взгляды индуизма и брахманизма, а может быть даже и буддизма. Так ли это? Или все несколько сложнее? На эти вопросы в своей поэзии автор не дает ответа или же мы его не находим. Если же коснутся религиозно-философского содержания творчества автора еще глубже, то обнаруживаешь в себе еще большее удивление от неожиданности – автора интересуют и более древние религии и философские учения, чем христианство или буддизм, всплывает его заинтересованность мистицизмом Древнего Египта, философией платонизма, пантеизма и идеализма вообще в его классическом понимании. Одно можно сказать определенно, — поэтическое поле Эллиота жестко и недвусмысленно анти-атеистично и в некоторых произведениях предельно мистифицировано и сакрально. К примеру, такое с православной позиции враждебное и не понятное отношение к институту монашества в произведении «На берегу реки широкой…», которое Издатель считает чуть ли не одним из наиболее сакральных в духовном смысле стихотворений автора, сочетает в себе и культ древнего «языческого» мира: «в чашах тех иль кровь, иль яд…», и свет Люцифера, но не как дьявола (в его христианском понимании), а как бога – носителя энергии астрального света, и переживания за несовершенство мира и собственной души в чисто христианском, глубоко-совестливом каноне. То есть совмещается, казалось бы, несовместимое, а получается при этом – красота.

В настоящем предисловии Издатель не ставил перед собой цель – досконально и всесторонне рассказать о поэтическом пространстве автора этой книги, мы только чуть коснулись основных аспектов творчества Дона Эллиота, чтобы у читателя сложилось хотя бы общее представление о его поэзии. Мы полагаем, что в настоящее время этого вполне достаточно, поскольку это первое полное издание собрания сочинений Эллиота, вышедшее на широкий обзор читателей. Остальные выводы за нас сделаете вы, наш читатель, и время.

Мы хотим пожелать автору больших творческих удач и частых приобщений к Высокому Слогу, к Творению.