О «Мастере и Маргарите»

Хочу немного поговорить о сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» 2008 года.

Почему ? Да просто потому, что он великолепно смог экранизировать произведение Булгакова, на мой взгляд.

Что же нам в нем так приглянулось ? Что так притягивает в этом сериале ? Игра актеров ? – Да, но не это главное. Режиссерская работа ? – безусловно. Но и не в этом суть. В чем же ?

Он сумел в одной картине ПОКАЗАТЬ ДВА СОВЕРШЕННО РАЗНЫХ и даже ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ мира: мир живых и мир мертвых, но это, конечно, условно говоря. И выразил он это настолько четко и неразмазанно, что дух просто захватывает.

С одной стороны: мир чиновников и простых людей старой советской Москвы середины 1930-х годов, с их вечными бытовыми и жилищно-коммунальными проблемами.

С другой стороны: мир полубогов, живущих в вечных пространственно-временных координатах, в ценностях мира, которые никогда не пребывают и никогда не уменьшаются, в постоянном мире вне (а как сказал бы Ницше) сверх-человеческого.

Процесс столкновения и взаимодействия этих миров неизбежно вызывает траги-комические, а часто и просто чисто комические последствия, например мгновенный перенос одно из чиновников в Крым, в Ялту.

При этом на фоне мелких человеческих проблем и задач встает фигура Мастера. В чем ее значение? Что так выделяет его от всех в окружающем мире простых людей? – Да только одно – его способность воспринимать ОБА мира как ЕДИНУЮ реальность. Собственно, эта его способность и позволяет ему УГАДАТЬ (увидеть) те события, которые происходили много веков назад и в которых прямое участие принимал персонаж мира МЕРТВЫХ – Воланд, дьявол. Мне кажется, что именно по этой причине они и смогли встретиться: как бы начальник одного мира и начальник мира другого, им было очень и очень любопытно поговорить друг с другом.

С другой стороны совершенно очевиден факт восприятия Воланда не как главного персонажа сил абсолютного зла, к коему мы все привыкли благодаря церковному воздействию и фильмам Голливуда, а как к силе Мусорщика или Охранника самого Бога, справедливого, но беспощадного и абсолютно уверенного в своей правоте.

Наиболее резко он проявляется в тех кадрах, когда всадники забирают Мастера и Маргариту в тот мир и летят навстречу с Понтием Пилатом за свое преступление осужденным на двух тысячелетнее забвение в месте своего преступления (вокруг все обставлено так, словно он в своем поместье 2000 лет назад) и двухтысячелетнее размышление о своем преступлении – наказание жуткое, но, по всей видимости, справедливое.

И очень хорошо показана в сериале ПРИЧИНА преступления Пилата, особенно в его разговоре с начальном тайной стражи. МАЛОДУШИЕ от незнания или (и) неверия в иной мир – вот причина, настоящая причина преступления Пилата, а вовсе не его якобы боязнь перед Римским Императором.

На самом деле об этом сериале можно размышлять долго, там много линий, которые можно развернуть перед читателем.

Но лучше его просто посмотреть и задуматься самому.

Комментарии 2

  • Если разсуждать , изходя из тех следствий, которые получили автор, актеры, режиссеры от сотворения своих произведений , то получается, что в нём есть извращения сути дьявола=клеветника=зло= противника Бога. Что фильмы, что произведения вызывают уважение и удовлетворение чувства справедливости и, даже, возхищение деятельностью его и его команды, как и многие произведения о преступниках, возводимых в героев нашего времени, а герои есть объекты для подражания. Следствия наблюдаем в моральном разложении.

  • Булгаков не писал плоских книг, как бы это ни пытался представить режиссер Бортко.
    Ну сами посудите: Михаил Афанасьевич — сын известного дореволюционного богослова, ему были бы чужды непонятные искания в области ролей тех или иных Лиц невидимого мира. Роли этих Лиц, что из представителей Сил Добра, что Сил Зла, ему были известны с младенчества.
    С точки зрения православной логики роман исключительно прост, если знать и понимать некие исходники. Творец — только Бог, а по Его Образу и подобию создан только человек. Соответственно, искра Творца есть только в человеке, творить и создавать могут только Бог и человек. Нет этой творческой искры у иных божьих созданий, к которым относятся Ангелы, в том числе падшие.
    А теперь о самом романе.
    В Москве зачем-то появляется сам Сатана и зачем-то встречается именно с двумя литераторами. Зачем? Делаем вывод, что Сатана вдохновил этих людей на написание пасквиля на Силы добра, о чем эти два литератора и рассуждают до появления Воланда. Но, пообщавшись с этими двумя, Воланд остается неудовлетворен малой искрой Творца в них, понимает, что это просто ремесленники и их творчество — не то, что ему нужно. В итоге одного из них он убивает, другого сводит с ума.
    Но, как потом выясняется, не только поэт Бездомный пытался служить Силам зла…
    Мы видим дважды прелюбодея Мастера, который, получив большой выигрыш, развелся с первой женой и стал тайно сожительствовать с замужней женщиной. Отсутствие его имени в романе намекает на то, что он в книге — только функция, орудие. Ну а в чьих руках может быть орудием такой грешник? Ясно, что только в руках Сил зла… И вот ему-то удается создать необычайно мощный по воздействию пасквиль на Силы добра, начинающийся словами «В белом плаще с кровавым подбоем…», главной целью которого является отрицание Божественной природы Иисуса, представление его в виде «невинного философа». В создании пасквиля очень помогла падшая женщина Маргарита, долгое время обманывавшая любящего её мужа и сожительствовавшая с Мастером, ведь именно она постоянно поощряла Мастера к написанию книги. Однако долгая работа под вдохновением Сил зла (иными словами — одержимость) ни для кого не проходит бесследно — Мастер погружается еще и в гордыню после общения с издателями, отсюда короткая дорожка к нервному срыву, и вот — роман погибает в огне.
    Однако пасквиль вновь появляется на свет, как и положено, после сатанинского шабаша из черного пепла…
    События после смерти Мастера и Маргариты — это надежда для всех заблудших на безмерное милосердие Бога. Хоть эти двое и работали на Сатану, однако, по их неведению, были помилованы и отправлены в Покой.
    Эта книга Булгакова — самая христианская книга 20 века, кроме того, у меня есть уверенность, что она является своеобразным памятником Михаила своему отцу, данью его памяти.
    Безусловно, книга еще и написана необычайно красочным русским языком, это памятник живой русской словесности. «За мной, читатель!» … Ну кто еще мог так писать?
    Я сам прочел «Мастера и Маргариту» первый раз в 1988 году, когда мне было 10 лет. И, естественно, «пропал»… Вся остальная школьная программа по литературе мне казалась блеклой и неинтересной, сдавал я её в основном по Белинскому.
    Стиль и слог Булгакова, его сатира, отточенная годами газетных статей, в книге настолько сильны, что многим с лихвой хватает и этого, без всяких там размышлений…
    Видно, что Булгаков, хоть и с презрением относится, но всё-таки жалеет поэта Ивана Бездомного. Некоторые параллели позволяют утверждать, что прототипом Бездомного (Понырева) является пролетарский поэт Демьян Бедный (Придворов). Приспособленец, неспособный на настоящее творчество, даже на отрицательное (Бедный серьезно наезжал на всё русское)…
    Что-то схожее по силе (однако, конечно, не настолько) я читал у Арчибальда Кронина, в «Ключах Царства», хотя, конечно, там далеко до сатиры и веселого нет совсем, кроме пары моментов вроде «Лежит здесь Тэррент, наш отец, ура, он умер наконец».
    Ужасающая в своей незаметности обыденность греха и люди, не понимающие причин собственных несчастий…

Добавить комментарий для Светлана Гергиевна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *