«Расплата» — фильм 1999 года. Золотая серия. Гибсон. Фильм о том, как всем нам не хватает уверенности и напористости

Мела Гибсона в качестве актера знают все, но гораздо сложнее иное. Гораздо сложнее то, что фильмы – боевики многие из нас воспринимают как нечто не столь высокое, чтобы на них держать моральный ориентир, и в большинстве случаев я соглашусь, пожалуй, с вами. Но фильм «Расплата» 1999 года, хотя и очень старый, но такой фильм не может устаревать по моральным соображениям хотя бы потому, что в нем поднята серьезная нравственная дилемма, которая среди людей еще долгое время будет существовать, — и это не дилемма классической русской литературы: «червь я ползающий или право имею», а дилемма немного иного рода: «если я уже мертв во всех отношениях, не помочь ли мне отправить на тот свет всех тех, кто помог мне стать уже мертвым»?

Фильм именно об этом. Он о напористости и уверенности в своей правоте того человека, который, в принципе, уже давно умер, который не имеет право и возможность ходить по земле. Но если уж так случилось, представилась возможность «ожить», то надеяться надо только на одно – на то, чтобы справедливость все-таки восторжествовала, хотя бы даже в ее не полном и искаженном виде. Да в любом виде. Тебе ведь уже все равно, ты ж по сути уже давно умер.

Но больше всего мне нравится в этом фильме даже не целеустремлённость главного героя, которого играет еще молодой Мел Гибсон, а сама постановка, режиссёрская постановка фильма по принципу: «ничего лишнего, а только самую суть, и желательно почти без эмоциональной составляющей всех переживаний». Факты и только факты. Поступки и дела, и только они. Ничего второстепенного – все основное и самое важное.

Фильм начинается с того, что главного героя – человека не безупречного во всех отношениях, не только предает его товарищ, но и его жена, и это еще не столь страшно; страшнее то, что они оба его убивают… ради денег. Небольших, между прочим, денег – это всего лишь 70 000 долларов, и ни центом больше.

Когда главный герой «оживает» в больнице, у него уже в жизни нет иной цели, кроме той, чтобы отомстить своему обидчику – одному – партнеру, ведь жена мертва от передозировки наркотиков, ей уже ни ничем не помочь…

И знаете, что в канве повествования этого фильма самое интересное и что привлекает к нему больше всего? Это одна черта – предельная сдержанность режиссёра (Брайана Хелгеленда) в эмоциональном плане, поскольку он все повествование в фильме ведет таким образом, словно главный герой его действительно умер – у него нет вообще никаких эмоций – ни положительных, ни отрицательных; у него есть только одно – цель в его временно продолжающейся жизни. Сам он не имеет никакого намерения продолжать существование, ведь у него отобрали все, — и семью, и жизнь, и дом…

Но дело в том, что он сталкивается с теми (а это весьма могущественные люди), у которых как раз есть все то, чего у главного героя киноленты больше нет… то есть им как раз есть что терять. А они так и думают, — они ведь управляют с помощью страха над теми людьми, которым есть что потерять… Они привыкли к такой природе управления, и потому никак не могут понять то, что главный герой, направившийся против них ради принципа – (ему надо только 70 000 долларов вернуть, и он от них отстанет), не собирается им подчиняться по той простой причине, что у него нет ничего такого, что он мог бы потерять – он уже все потерял… В этом то и есть его главная сила, о существовании которой все окружающие никак не могут даже догадаться…

Все при этом, и даже погибая, смеются над ним тогда, когда он просит их вернуть свои «законные» 70 000 долларов… У многих из них даже костюм стоит дороже… Они никак не могут понять: как можно умереть ради 70 000 долларов? Это просто смешно. Слишком маленькая сумма для того, чтобы «играть в смерть» …

Все так, но если ты уже мертв, то почему бы и не поиграть? Да, но вот этого как раз никто и не понимает…

Фильм входит в мою личную «золотую серию», а это всегда выше 8 баллов по 10-ти бальной шкале – только по одной причине – тут работа режиссера полностью синхронизирована с работой главного актера в этом фильме – Мела Гибсона, который не является не супергероем, ни терминатором, — он просто обычный и целеустремлённый парень, который хочет простой человеческой справедливости… Вот откуда у него столько силы…

на площадке дзен статья набрала 803 прочтения

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *