Почему Высоцкий так и не стал Народным артистом хотя бы РСФСР, хотя являлся по факту народным артистом СССР?

Меня удивляет судьба Высоцкого. Это сейчас – издалека, нам кажется, что он – колосс и величина, с которой мало кто может сравниться… Мы вообще не представляем себе сейчас жизни без его песен и ролей в кино. Во всяком случае, многие из нас. Но это сейчас, спустя длительное время после его преждевременной кончины.

А что было в те годы, когда он жил и творил и когда был «молодым и неопытным» актером и поэтом с гитарой? Все было совсем иначе. И не только иначе с точки зрения обычных людей на него, но и со стороны властьимущих на то время.

Вот хотите или нет, а прямо вспоминаю эту сцену из сериала «МиМ»:

Власть не обращала никакого внимания на то, что артист Высоцкий очень популярен у народа. Почему? Потому, что она – плохая – эта власть? Нет, как раз напротив, она не обращала внимания на Высоцкого от того, что считала себя куда как нравственнее и серьезнее (точнее – ответственнее), чем сам Высоцкий и все его творчество. Власть ни в коем случае не считала себя плохой и не верно в корне. Власть считала себя очень умной. Она считала себя настолько умной, что решила – она умнее самого народа, хотя… ей полагалось по Конституции СССР быть народной, то есть представительницей чаяния и интересов народа.

В чем тут мы наблюдаем ущербность? Именно в этом ущербность и состоит: власть решила считать себя умнее народа. Кто ей позволил так себя считать? Я вижу ответ только в одном: в неправильном мировосприятии власти существующего положения вещей в природе, в том числе и в природе социума.

Ведь вы не можете не согласиться, что у Понтия Пилата в этой сцене при встрече с Га-Ноцри мы наблюдаем все то же самое, но только много ранее в истории человечества, если считать такую встречу реально состоявшейся. Причем один к одному, просто в фильме тут все более выраженно показано. Га-Ноцри был очень популярен среди народа, но «злые языки», коих вообще единицы, посчитали правильным донести на него власти. И власть встретила их усилия не с негодованием, если бы была здравой и умной, а с радостью…

Это что значит? Это значит, что власть никакая не народная по определению… Какая угодно может быть ее природа, но не народная. Хотя по факту она должна бы быть народной…

С Высоцким все то же самое – один к одному. В то время как народ, и это несмотря на строжайшую цензуру тех лет, любил творчество Высоцкого – от мала до велика, власть делала все от нее возможное для того, чтобы «не замечать» артиста Высоцкого ни на театральной сцене, ни на сцене музыкального творчества. За все время Высоцкому присудили только одну награду и то это награда далеко не первой величины: Государственная премия СССР, учреждённая в 1966 году, да и то – после смерти за роль Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». Когда? А только в 1987 году, когда Высоцкого с нами не было уже аж 7 лет! Во какая власть!

Но мало того, что власть не замечала Высоцкого, она и не только не помогала ему при жизни, но всячески старалась мешать, поскольку он не шел ей навстречу, не шел ни по каким вопросам вообще. На всех его концентрах присутствовало от двух и более работников КГБ таким образом, словно он изначально преступник какой-то, которого всегда нужно держать на контроле. Так расходовались наши народные деньги – ведь везде нужно было этих сотрудников КГБ кормить, и не только кормить, но и давать кров и оплачивать их переезды… и по высшему разряду, а не нечто дешевое…

Почему так происходило всю жизнь с Высоцким? Власть – любая власть – не любит независимость, но еще страшнее для нее – полная независимость, и особенно если эта независимость идет благодаря абсолютной поддержке со стороны народа. Это – самое страшное для власти.

Власть может не любить артиста Высоцкого столько сильно, как ей угодно, но страшило ее иное – ее нелюбовь к нему входила в полное противоречие с тотальной любовью народа, ради которого, якобы, эта власть и существовала. Вот что пугало больше всего!

Что в результате? В результате все, что делал Высоцкий – он делал не благодаря, а вопреки желанию власти в отношении всего многоуровнего его творчества. Высоцкий стал полностью независим.

Но это все с точки зрения власти. А давайте посмотрим с точки зрения единицы крайне социализированного общества того времени? Это – сейчас мы все с вами индивидуалисты, а в те времена индивидуализм считался чуть ли не грехом и всем было важно то, чтобы он проявлялся как можно реже… и как можно менее ярко. Теперь понимаете себе степень одиночества и не комфортности в ощущении жизни со стороны лично Высоцкого в том обществе? Думаете, легко ему было? Ему лично было столь же тяжело, как и власти с ним…

Хорошо было только народу, который наслаждался его творчеством на «полную катушку». И мы только сейчас начинаем понимать степень трагедии тогда происходящего.

И что в итоге? В итоге получаем картину:

Где власть та? Нет, она пропала на исторических задворках, умерла, исчезла. А что с Высоцким? Его слава и значение его творчества уже более 40 лет все никак не утихает, становясь все сильнее и все востребованнее, поскольку он говорил о правде жизни… которая вечна, ибо относится к истинной человеческой природе.

Но объективно говоря? Власть ведь до сих пор не дала Высоцкому никакого звания, хотя он достоин только одного звания – высшего – Народного Артиста России. Надеюсь, что хотя бы через 50 лет со дня его смерти, но власть осознает, что она была не совсем права в свое время и исправит ошибку.

Разве можно было власти, которая единственная раздаёт награды и звания договориться с таким цельным человеком?

На площадке дзен статья набрала 4 298 прочтений

20.07.2020.

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *