Почему о Штирлице придумано столько анекдотов народом? Причина в психологии обычного человека

Ни об одном персонаже в нашем народе не сочинили столько анекдотов, как о Штирлице, и мы ведь даже не задумываемся о том, почему так происходит. На площадке Дзен есть несколько каналов, посвященных именно анекдотам и львиная доля статей на таких каналах – это анекдоты про Штирлица, которые всегда имеют у читателей неизменный успех, люди с удовольствием их читают, я в том числе, не скрою от вас.

Желание написать эту статью пришло ко мне внезапно тогда, когда я задумался о том, в чем секрет популярности персонажа Штирлиц в таком комедийном диапазоне в то время, как сам фильм «17 мгновений весны» к комедийному жанру отнести может только сумасшедший – фильм более чем серьезный.

А потом я вспомнил о другом персонаже, про который анекдотов, правда, не сочиняют, но за то сочиняют крайне неправдоподобные истории, которые порою звучат куда как смешнее любого анекдота. Я думаю вы поняли, что речь идет об актере Чаке Норрисе. Тоже очень популярный в народе персонаж. Даже не в народе, а в народах…
И секрет комедийной составляющей популярности Чака Норриса помог мне разгадать феномен Штирлица. Ведь кто такой Чак Норрис? Это такой актер и, кстати, нисколько не комедийного плана, герои которого выходят победителями из любой ситуации и при этом они совершенно уверены в своих силах, в своих поступках и в своих даже будущих результатах, для которых нет ничего невозможного и которые умеют выкарабкиваться из самых сложных жизненных условий и побеждать в конце концов всех и каждого на их жизненном пути.

Причем именно в таком актере, как Чак Норрис, невозмутимом, спокойном и полном уверенности в себе мы не видим того, что видим в иных актерах того же жанра фильмов экшен – мы не видим хотя бы доли простого человеческого сомнения, — сомнения хоть в себе самом, хоть в оценке окружающей его обстановки. А ведь именно сомнение подобного рода и является тем основным в психологии человека качеством, которое делает его «живым», близким к обычной человеческой жизни – нашей зрительской жизни — жизни повседневной.

Ведь всем нам каждый день приходится в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды приспосабливаться к ней, а это и нервирует, и всегда заставляет делать тот или иной выбор, то есть заставляет сомневаться в правильности выбора, как в мышлении, так и в поведении. В этом и состоит наша нормальная человеческая жизнь. «Так ли я поступил, как нужно? Может быть, если бы я поступил иначе, то было бы все по-другому? А почему моя реакция была именно такой?» — И другие вопросы такого характера задаем мы себе каждый день.

Но мы совершенно не видим этого простого человеческого сомнения ни в героях Чака Норриса, который всегда считает себя правым, ни в Штирлице, у которого стальные нервы и самая трезвая голова круглые сутки. Они оба лишены человечности. И это нас раздражает. Очень сильно. А раздражение это проявляется в комедийной форме – в том числе в форме сочинения анекдотов и мини-историй.

А что мы показываем в этих анекдотах и мини-историях? Что мы хотим в них показать? В них мы доводим до абсолютного значения силу рассматриваемых персонажей, в которых они смотрятся почти как сверх-люди, то есть увеличивая их и без того сильную харизму, мы доводим ее до того абсурда, который уже совсем за гранью здравого смысла, тем самым мы как бы уничтожаем их естественную силу, настолько чуждую простому и конкретному человеку в нашем обществе.

А зачем мы это делаем? А так мы боремся с противоестественностью, свойственной этим персонажам, поскольку таким образом мы их как бы отдаляем от себя, как нечто чуждое нормальной человеческой жизни. Ведь все, что не является нормальным – оно нами отвергается; а природа персонажей Чака Норриса и Штирлица – это ненормальная для нас природа человека.

Правильно же?

Причина в психологии обычного человека.

на площадке дзен статья набрала 3 125 прочтений

21.08.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *