В этом фильме, который я и во второй раз, спустя три года, посмотрел «на одном дыхании», играет не только Джон Траволта (и играет превосходно), но и мой любимый актер Дэнзел Вашингтон. Очень люблю его. Ему такие фильмы в самый раз по той причине, что он мастер играть обычных людей в самых сложных для них ситуациях. Харизма, скорее всего, тут играет определяющую роль. Такой харизмой обладают не многие актеры. И ею точно не обладает нагловатый Траволта.
Те из вас, кто фильм смотрел, возразят: «не стоит преувеличивать его значение, обычный среднестатистический «боевичок» с криминальным уклоном». Я категорически не согласен с такой оценкой. Но оценку фильму при первом его просмотре я поставил правильную – 7,75 баллов – не дотягивает до «золота», но в самом верху «серебряной» ниши.
Между нами, я бы не стал давать фильму такое безусловно простецкое название. Я бы назвал его короче и концептуальнее: «Поединок» или «Игра не на выживание».
Это довольно интересный с интеллектуальной точки зрения фильм жанра «экшен», где в действительности (для умного зрителя) эмоциональная составляющая уходит на второй (если не на третий) план. Почему? Тут есть в фильме несколько моментов, на которые обычно зритель не смотрит, не успевает посмотреть в силу того, что события в фильме действительно развиваются довольно быстро и очень эмоционально. А эмоции на постоянной основе отвлекают тогда, когда речь идет о интеллектуальном восприятии реальности. Это норма. Причем – железная. Такой норме повинуются все. Почти без исключения.
В фильме мы встречаемся с двумя довольно яркими людьми. Один человек играет всю жизнь ради себя, родимого. И на кон ради себя, ради своего благополучия, он готов поставить все, что угодно. Естественно, он играет не честно. Лукавит. А второй человек тоже играет не честно, но не ради себя любимого, а ради своей семьи, ради своих детей. И на это нужно обратить самое пристальное внимание.
Оба персонажа, что персонаж Траволты, что персонаж Вашингтона, — они на руку не чистые. Оба пытаются обмануть общество. Оба хитрецы. Но при этом хитрость персонажа, играемого Вашингтоном не идет ни в какое сравнение с хитростью персонажа Траволты. И хотя персонаж Траволты в конце фильма говорит персонажу Вашингтона о том, что они очень похожи, — это не так, они не только не похожи, но и диаметрально противоположные.
Вы опять возразите: «персонажу Траволты нечего было терять, а вот персонажу Вашингтона – он терял многое, прежде всего связь с семьей на ближайшие годы». Но герой, которого играет Траволта, всю жизнь жил только ради себя. Это – законченный эгоист. В то время, как герой Вашингтона для себя не жил никогда, почему и смог относительно легко пойти на все те жертвы, на которые он пошел в фильме.
Единственное, что их связывает – это умение сопротивляться искусственным ограничениям общества. Но почему тогда герой Траволты в конце фильма сообщает герою Вашингтона о том, что он считает его «своим героем»? И ведь он говорит истинную правду! Перед смертью то! Перед смертью ложь не скажешь.
Причина тут простая: герой Траволты действует только ради себя, своего собственного эго, но и он в душе понимает, что – это не геройство, каким бы наглым и самоуверенным в глазах окружающих не казался его поступок. В душе он такой же добропорядочный герой актера Вашингтона, в нем нет никакого «чистого зла». И эмоциональная составляющая в его судьбе привела к тому, что он сделал. Хотя план свой он продумывал длительное время, весь его план не имел к спокойному интеллектуальному уровню осознавания реальности никакого отношения.
И в фильме мы наблюдаем два важных с точки зрения экзистенциального (крайнего) видения действительности момента. Первый момент, — когда под напором обстоятельств, — ради того, чтобы не убили невиновного человека герой Вашингтона признается в совершении преступления экономического характера, хотя и знает о том, чем его семье это признание грозит. И второй момент, когда он вынужден убить человека, хотя очень этого не хочет.
А вы могли бы промолчать ради спасения благополучия себя и своей семьи тогда, когда из-за вашего молчания погиб бы совершенно невинный человек? Всю оставшуюся жизнь после того, как вы совершили бы этот поступок, вы бы думали о том, что не зря тогда промолчали, а ради спасения благополучия для своей семьи. Ваша семья ничего бы так и не узнала, но вы бы разве не мучились тем совершенным вами выбором до конца дней?
А тогда, когда, герой Вашингтона нажал на спусковой крючок… он нажал его только от безвыходности. Сама будущая жертва попросила его об этом. Но и тогда, когда он услышал просьбу жертвы, он не сразу нажал на курок, ибо жить, зная то, что ты кого-то убил, пусть и действительно виновного человека, — на это могут отважиться только крайне эгоистичные люди, а герой Вашингтона таким не был никогда.
Таким образом мы видим с вами, что в сложных жизненных ситуациях, нравственный человек, то есть тот, кто заботится (умеет заботиться) не только о себе, но в большей степени о своих ближайших родственниках, он способен делать неоднозначные поступки, идти в правильном русле, в то время как человек, являющийся рабом лишь своего эго, обречен оставаться его рабом до конце дней своих.
Фильм рекомендую к просмотру тем, кто любит экстрим и сложные жизненные ситуации.
на площадке дзен статья набрала 153 прочтения
Все фото из открытых источников
Личная помощь на развитие сайта:
Сбербанк: 5336 6902 6444 1223
Юmoney (кошелек): 410019267247669
ЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ САЙТУ, ЕСЛИ ХОТИТЕ 2 СТАТЬИ ИЛИ ВИДЕО В ДЕНЬ
ЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ САЙТУ, ЕСЛИ ХОТИТЕ 3-4 СТАТЬИ ИЛИ ВИДЕО В ДЕНЬ
Так же нужны мужские и женские голоса для озвучки визуализаций. Те, кто готов попробовать свои силы в этом нелегком деле (опыт работы с другими людьми уже есть), присылайте с вашими контактами аудиофайл с голосом на почту (длительностью не менее 1 минуты). Адрес почты в «шапке» сайта. Возможно, он подойдет.