Предыдущая статья о Вишневской у меня была о том периоде в ее жизни, когда она познакомилась с Ростроповичем и долгие годы жила с ним счастливо в СССР и за рубежом. Это второй и третий (по стратегии) периоды ее жизни, но есть и заключительный (пятый) – когда она триумфально вернулась в Россию и продолжила здесь свою деятельность до самой смерти в 2012 году. Именно об этом периоде и поговорим, поскольку необходимые 200 «лайков» для продолжения «собраны».
В 1978 году Галина вместе с Ростроповичем ожидали от советского правительства (после почти 4-х лет жизни за границей) того, что актуальность их паспортов продлят, однако, будучи в Париже, они узнали о том, что правительство СССР лишает их советского гражданства. Это был, конечно, удар и удар довольно мощный. В чисто психологическом плане. Почему? Ну, просто потому, хотя бы, что они всегда оставались советскими людьми, ибо выросли в СССР.
Но Вишневская не была бы Вишневской (это, кстати, и есть основная причина того, что более она никогда официально россиянкой и не стала), если бы всю свою жизнь не оставалась в душе ранимой и по-взрослому озлобленной, а потому и сильной духовно девчонкой – сиротой из Кронштадта. Реалии нашего детства – это отпечаток на всю жизнь, — тут нет исключения.
Но и это никак не поколебало ее решение написать уже четвертое письмо в адрес лично Брежнева и его я считаю целесообразным привести полностью:
«Мы – музыканты. Мы живем и мыслим музыкой. Вы не хуже других знаете, что единственной нашей «виной» было то, что мы дали приют в своем доме писателю Александру Солженицыну. За это с Вашей санкции на нас были обрушены всяческие преследования, пережить которые для нас было невозможно, – отмены концертов, закрытие гастролей за рубежом, бойкот со стороны радио, телевидения, печати, попытка парализовать нашу музыкальную деятельность. Трижды, еще будучи в России, Ростропович обращался к Вам: первый раз с письмом и дважды с телеграммами с просьбой помочь нам, но ни Вы, ни кто-либо из ваших подчиненных даже не откликнулись на этот крик души. Таким образом, Вы вынудили нас просить об отъезде за границу на длительный срок, и это было оформлено как командировка Министерства культуры СССР. Но, видимо, Вам не хватило наших слез на родине. Вы нас и здесь настигли. Теперь Вашим именем «борца за мир и права человека» нас морально расстреливают в спину по сфабрикованному обвинению, лишая нас права вернуться на Родину… Мы требуем над нами суда в любом месте СССР, в любое время с одним условием — чтобы этот процесс был открытым. Мы надеемся, что на это четвертое к Вам обращение Вы откликнетесь, а если нет, то, может быть, хотя бы краска стыда зальет Ваши щеки».
Разумеется, правительство СССР не только промолчало в ответ, но и вообще – в Советском Союзе запретили как-либо и где-либо передавать в записи музыкальное творчество что Ростроповича, что Вишневской. Наглухо. Закрыли полностью. Словно их и не было никогда. И быть не могло. Это я к тому говорю, что «закрыть» могут при желании любого, даже самого гениального гения.
Понимаете, да, почему в 1992 году Вишневская отказалась от получения паспортов России? Любой нормальный человек на ее месте сделал бы так же. Одно дело, когда год тебя «мусолят», а другое дело, когда 14 лет… Тут уже принципиально никакая Родина не нужна.
Однако в горбачевские годы, а именно в 1989 году, Ростропович с Вишневской все-таки вернулись в Союз в качестве работников Вашингтонского оркестра. Как раз тогда то и был подписан Горбачевым Указ о возвращении гражданства им обоим, еще до того, как они вернусь в Советский Союз. В СССР же любили все делать «заранее», устроить «показуху», как сейчас говорят, да и тогда все говорили.
А что в ответ? А в ответ получили официальное обращение от Галины и Ростроповича, которое гласило буквально так:
«Мы рассматриваем возвращение нам советского гражданства, как прямое и открытое признание совершенной в прошлом ошибки. Возвращены нам и правительственные награды, которых, оказывается, лишили нас отдельным указом, о чем мы только сегодня узнали. Почти шестнадцать лет жизни на Западе, прошедшие после нашего изгнания, пока не дают возможности опять менять нашу жизнь. Однако акт нашей реабилитации дает возможность иметь в будущем творческие и человеческие контакты с нашим народом, искусственно оборванные советским правительством в 1978 году».
Николаю Губенко – министру культуры СССР и народному артисту лично в аэропорту Шереметьево пришлось защищать их от толпы приверженцев с лозунгами на больших плакатах: «Слава Ростроповичу!», «Гале и Славе — слава!». И куда наша пара направилась в первую очередь, как вы думаете? Разумеется, на могилу великого композитора и их лучшего друга Дмитрия Шостаковича на Новодевичье кладбище. Шостакович много сделал для Галины, а она при жизни буквально боготворила его.
Потом нужно было обязательно посетить могилу ее бабушки в Кронштадте, которая вырастила ее вместо родителей и никогда не могла от нее отказаться.
С 1992 года по год ее смерти (20 лет ее жизни) Галина в России успела создать:
— детский фонд, основной целью которого являлась забота по охране здоровья детей в России;
— в 1994 году начинает сотрудничество со школой №1841, которая так и называется «Галина Вишневская», которая готовит будущие кадры по оперному пению, театральному искусству, оркестровому и балетному направлению в России;
— Центр оперного пения Галины Вишневской, открывшийся в 2002 году и ставший ее главным организаторским детищем, над которым она работала до самой смерти. Многие таланты были раскрыты Вишневской в этом Центре.
А сама она так говорила о нем:
«Моя цель – научить молодого артиста выходить на оперную сцену. Дай Бог, если после консерватории певец получит вокальную технику. Но это еще не артист. Приходя в нашу школу (по конкурсу) на два года, певец получает возможность подготовить несколько оперных партий и выступить с ними на сцене. А получив столь серьезный репертуарный багаж, он с полным основанием сможет претендовать на участие в спектаклях любого театра. Ведь в театр нужно приходить всесторонне подготовленным, имея серьезный опыт работы с режиссером, дирижером, концертмейстерами, педагогами по актерскому мастерству. Все это предоставляет наш Центр оперного пения».
Всю свою жизнь она оставалась верной своей внутренней силе, силе характера той самой непоколебимой простой советской кронштадтской девчонке, прошедший через горнило войны и всегда знающей о том, что такое честь и достоинство. И что такое настоящая любовь, в том числе к своей Родине, — в Родине, а не ее правительству. Эти два понятия она всегда разделяла.
на площадке дзен статья набрала в 2021 году 595 прочтений
Все фото из открытых источников
Личная помощь на развитие сайта:
Сбербанк: 5336 6902 6444 1223
Юmoney (кошелек): 410019267247669
ЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ САЙТУ, ЕСЛИ ХОТИТЕ 2 СТАТЬИ ИЛИ ВИДЕО В ДЕНЬ
ЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ САЙТУ, ЕСЛИ ХОТИТЕ 3-4 СТАТЬИ ИЛИ ВИДЕО В ДЕНЬ
Так же нужны мужские и женские голоса для озвучки визуализаций. Те, кто готов попробовать свои силы в этом нелегком деле (опыт работы с другими людьми уже есть), присылайте с вашими контактами аудиофайл с голосом на почту (длительностью не менее 1 минуты). Адрес почты в «шапке» сайта. Возможно, он подойдет.