Фенимора Купера я не читал, сразу скажу. Вообще ничего не читал. Я даже не знаю, кто это такой… Совершенно не знаком с его биографией. За то я очень хорошо знаю фильм «Зверобой» 1990 года выпуска режиссёра Андрея Ростоцкого, которого я, как человека, очень уважаю. Причем уважаю не меньше, чем Алексея Балабанова, которому в 1990 году было всего лишь чуть более 30 лет в то время как Ростоцкому было уже 33 года. Они почти в одно время родились? Да, но о Балабанове тогда еще никто не знал, а Ростоцкий уже снял этот фильм, который останется на века в памяти людей… Чем же так хорош этот фильм? Что в нем такого особенного?
Я не знаю. Для вас, может, и ничего, но у меня из этого фильма до сих пор и уже в течение последних трех лет на телефоне основной рингтон с композицией:
Первый саундтрек к фильму в этом клипе. Почему? Это – сцена прощания главного героя с девушками на плавучем острове с хижиной. В этой сцене есть что слишком замечательное. Соединение героя не только с природой, но и со всем космосом. Словно нет никого вокруг – только он и Бог. Не знаю, но у меня такие впечатление от этой сцены в фильме. Он, может быть, вернется, а может быть пего и убьют, — это не ясно никому и все люди в этой сцене не особенно думают об этом. Почему? Мы с вами живем в городах. Тут все затмевается электромагнитным современным изучением. Оно губит все нормальные восприятия человеком окружающего мира. А в этой сцене нет ничего, кроме природы и Бога. Я серьезно. Так классно и точно удалось снять Андрею Ростоцкому. Уж не знаю как, но думаю – по наитию, чисто на уровне интуиции.
В этом фильме все природное, нет ничего наностного, человеческого, противоестественного. В нем описываются события, которые происходят в конце 18 века… в Северной Америке. Мы с вами слишком и привыкли к городской среде и к искусственному окружению людей… Там этого нет ничего – только ты один и лес… И все. И ты не чувствуешь в нем себя чужим… Для нас с вами это – самое странное. Не знаю кто из читателей меня поймет, — только те, видимо, кто живут в небольших городках в России… с населением не более 20 000 человек, а особенно сибирцы. Остальные – вряд ли. Остальные люди испорчены. Совсем испорчены, как и я сам. Для них слово «природа» — значит точно то же самое, что «враг». А в фильме – природа – это друг, товарищ и даже брат.
Потом диалоги. Это вообще отдельная тема для разговора.
— Одного сражу дашь!
— Плыви, парень, бог подаст…
Уверен, что эта часть диалога придумана самом режиссером, — Андреем Ростоцким. Что он тут нам хотел сказать, как зрителям? Не нужно наглеть. Что дают, то и бери, но не более того. Но если ты столь глуп, что не пониман6ешь этого, а это элементарные вещи, то тебе следует знать – за свою хитрость и коварство придется ответить и ответить серьезно. И тот, кто был столь наглым – ответит в свое время за свои слова и наглость сполна. Мало не покажется никому, ни ему, ни его боссам.
Множество фраз и диалогов из этого фильма лично в мою жизнь вошли надолго:
-Терновый Шип – великий воин. Мудрая голова. – это ирония о воображаемой силе глупого мужчины…
— Моего мужа – Рысь – убили. Стань моими мужем.
— У тебя все зубы на месте?
— Все. И не только зубы.
— Хорошо. Я согласен, женщина…
Там много в фильме таких очень любопытных моментов с точки зияния психологии современного человека. Над частью из них мы смеёмся, над частью нам не смешно… К примеру:
— Завтра – много крови. Поярче разожгите костры.
Или такой момент:
— Под ногти… Очень хорошо. — Это речь идет о будущих пытках, которые индейцы современно не воспринимают как нечто ужасное, для них это вполне нормально и естественно.
И таких диалогов в фильме не мало. О чем все они говорят? Об одном и том же, — об утраченной связи людей с природой… Современным людям этого понять очень не просто. В фильме прямо показано то, как может обычный человек взаимодействовать без вреда для себя с окружающей средой… И ему от этого не только не плохо, но и хорошо. Он чувствует интонации и голос каждой пролетающей мимо птицы, он знает в какую сторону и как быстро течет тот или иной ручей, он понимает, чем этот след животного отличается от иного, где прошёл человек и сколь быстро, а где прошел лось, как отличить лекарственное растение от растения вредного. И так далее…
Если кто из вас до сих пор этот фильм не смог посмотреть, то я категорически рекомендую его к просмотру, хотя уверен в том, что все те читатели, которым от 40 лет и более – этот фильм точно смотрели:
П.С. Все ли я написал об этом фильме, чем хотел бы поделиться? Я вообще то и не начал еще писать о нем… Один актер Андрей Хворов чего стоит… И кроме того, хотя мой любимый и первый Учитель Эрнест Сетон-Томпсон родился на 100 лет позже тех событий, о которых написано в этом фильме… тем не менее… он к естеству этих событий был весьма близок.
На плащадке дзен статья набрала в 2022 году 8 505 прочтений
Все фото из открытых источников
Личная помощь на развитие сайта:
Сбербанк: 5336 6902 6444 1223
Юmoney (кошелек): 410019267247669
Ностальгия … Хороший фильм. Жаль, Ростоцкий рано ушел.
«Завтра много крови». Да. Мой любимый фильм. С детства.