Начну со своего личного впечатления о замечательной актрисе Елене Цыплаковой. Я ее работу в кино запомнил очень хорошо по фильму «Д,Артаньян и три мушкетера», где ей отведена небольшая роль наивной, но симпатичной дурочки – Кэтти. Эту роль Цыплакова сыграла в 1978 году, когда ей было 20 лет. Образ наивной и красивой девушки надолго запечатлелся в моей отроческой (я смотрел фильм в конце 1980-х) памяти. Кто ж знал тогда, когда снимался фильм «… три мушкетера» о том, какой серьезной величиной в кинематографе в будущей после развала СССР России станет Елена Цыплакова? Мало кто тогда воспринимал ее всерьез, хотя надо было бы, если бы знали суть ее характера и линию ее судьбы, но… некогда было об этом задумываться, да и некому.
Родилась Елена Цыплакова в 1958 году и в кино никогда не стремилась, — она вообще не думала даже о том, чтобы стать актрисой. Ее интересовала в детстве физика и математика, а так же спортивные состязания и спортивный азарт. Удивительное дело, но в ней сочетался с раннего детства математический склад ума с его холодным и трезвым методом взгляда на мир и потрясающая, живая физическая неугомонность и активность. Это была девочка, которая терпеть не могла девочек, их косички, их куклы и «резиночки» (игра такая была раньше у девчонок), их слезы и их неспособность к самозащите. Ей нравились суровые и нахальные мальчишеские игры, а потому среди мальчишек во дворе у дома она всегда была «своей», — сильной, волевой, находчивой, веселой и задорной.
Настоящий бойцовский характер Елена показала рано в суровых внешних условиях и далеко от семьи, — родители тут не при чем, она такой родилась. Дело в том, что ее отец тяжело болел туберкулезом и для того, чтобы не заразить детей (у Елены был еще брат) мать отдала их в дом-интернат, где они проводили большую часть времени. Родители забирали их только на выходные, да и то, — не каждую неделю. Порядки в этом интернате были весьма суровыми. И не каждая воспитательница относилась к детям с уважением и искренним вниманием и сопереживанием. Елену наказывали чаще многих других девочек за ее своенравный и непослушный характер. Ей там было очень тяжело, а если учесть факт того, что она провела в интернате почти 6 лет, причем самых важных лет жизни для любого человека, то не вызывает удивления тот факт, что мать она после возвращения из интерната в семью долго не могла простить. И если с матерью отношения были натянутыми, то отца Елена боготворила.
Собственно, благодаря отцу, хотя и не по его прямой воле, Елена попала в кино. Случилось это таким образом. Отец Елены – Октябрь – был достаточно успешным и известным художником-графиком в Ленинграде. Его знали многие творческие люди того периода, а потому довольно часто он устраивал у себя дома творческие вечера – «вечеринки», а однажды в том числе его дом посетила семья — художник Николай Юдин со своей женой Динарой Асановой. То, что Юдин – художник – все знали, но то, что его жена – Динара – режиссер кино, — никто в их квартире и не знал. Но Асанова как раз в то время искала себе героиню на главную роль в ее будущем фильме «Не болит голова у дятла», а типаж молодой дочери Октября Ивановича в виде Елены Цыплаковой Динара заметила сразу – это было как раз то, что она хотела увидеть в своем фильме. Елене тогда было всего 16 лет. И предложение Динары ее заинтересовало. Все новое всегда интересно, если ты человек творческий и подвижный, когда тебе постоянно хочется чего-то необычного, неиспытанного.
Вот так, с главной роли в кино, 16-ти летняя Елена и начала свою кинокарьеру. Но и после съемок фильма она еще не приняла окончательного решения, — по какой стезе в жизни ей идти и в какой институт поступать, — но появилось третье направление в ее интересах, помимо физики с математикой и спорта, — направление кинопроизводственное. Однако далее судьба как бы не оставила ей выбора. Фильм «Не болит голова у дятла» оказался настолько популярным для зрителя, что еще до окончания школы Елена снялась еще в трех фильмах. Так что не оставалось ничего другого, как поступать на актёрское мастерство в самый престижный ВУЗ СССР по актёрскому искусству – Лена уехала в Москву и сразу поступила в ГИТИС (по сути ей не нужно было что-то доказывать или даже показывать приемной комиссии – там были люди, которые на экране уже оценили ее талант).
Но ГИТИС она не закончила. Судьба снова решила испытать ее характер. Училась то Лена легко, но ее постоянно приглашали на те или иные роли для съемок в фильмах. Это очень не нравилось ни студентам, ни преподавательскому составу. Все люди как люди – учатся ради того, что Елена и так без учебы может делать перед кинокамерами. Как-то несправедливо, выскочка какая-то получается, и тогда ей закрыли все выходы на роли в учебных постановках в ВУЗе. Это ее оскорбило до глубины души. Она учится как все, да при этом еще и работает как проклятая, не желая зависеть от родителей, на свои собственные средства снимает квартиру в Москве, а не ютится в общежитии при ВУЗе, как большинство, а тут к ней такое отношение… Она по собственной воле покидает ГИТИС.
Но дело все в том, что в те времена более чем известный режиссер – Татьяна Лиознова (кстати, замечательнейший человек по жизни, — просто как личность) узнала о проблеме молодой Елены Цыплаковой. И пригласила ее к себе во ВГИК и сразу же на третий курс. И тут, во ВГИКе талантливая, трудолюбивая и любознательная Елена получила образование сразу по двум направлениям – и актерского, и режиссерского искусства. Преподаватели ГИТИСа были посрамлены по полной программе.
И вот та самая звездная роль, за которую я не правильно понял Цыплакову как личность, так же, как и она не любила эту роль. Цыплакова по жизни полная противоположность Кетти в фильме «…три мушкетара». Но именно благодаря этой роли Елена стала известной всем в Советском Союзе. Такие вот метаморфозы – что не любим, то нас и делает известными, и напротив.
Но теперь бы хотел обратить ваше внимание на две смерти Елены Цыплаковой. Одна смерть – физическая, а вторая морального толка, но не менее серьезная. И через обе она прошла с силой духа, свойственной ей от рождения и достойно. В 1983 году она больше никогда не смогла бы быть матерью после того, как ей крайне неудачно вырезали аппендицит. А ей 25 лет, она уже была морально готовой к тому, чтобы забеременеть. Представляете, какое это несчастье для молодой женщины?! За ним последовал второй удар – и еще более болезненный. Она же не просто женщина, а женщина очень симпатичная и стройная. Тогда нельзя было говорить – сексуальная, сейчас можно. И вот в 1985 году она отправляется с производственной киногруппой по странам Африки в командировку. У всех все более или менее хорошо, кроме нее, — она возвращается в Москву срочно, экстренно, лежа, в полуобморочном состоянии рядом с врачами, на самолете, — подхватила малярийную лихорадку, но в столь тяжелом виде, что ее еле-еле возвращают к жизни. И это хорошо. Плохо другое – она начинает стремительно набирать вес, — до 120 кг за год. Представляете? Стройная девушка (27 лет) набирает лишних более 60 кг. за один год прямо на глазах у всех. Разве это не удар?
Из-за ее внешнего вида к ней, как к актрисе, перестают обращаться. Асанова – ее палочка-выручалочка по жизни умирает от сердечного приступа в возрасте 42 лет. Помощи ждать уже неоткуда и тут… помощь приходит. От известного режиссера Карена Шахназарова. Но не просто от доброты и широты его души. Дело в том, что несмотря на все жизненные обстоятельства Елена не сдается и умудряется снять короткометражную ленту – это ее первая режиссерская работа (1989 года) – фильм называется «Гражданин убегающий».
С Шахназаровым Елена быстро находит общий язык и ее потенциал как режиссёра начинает раскрываться прямо у всех на глазах…
Хочется добавить к статье самое главное. Как и большая часть советских людей, Цыплакова была человеком с атеистическим мировоззрением – есть одна жизнь по принципу «здесь и сейчас» и все, что человеку надо – это получить главное, важное и основное по тому же принципу: «здесь и сейчас». Но в возрасте 36 лет (1994 год) Цыплакова пересматривает свое мировосприятие в корне. Она становится истинно верующей христианкой. Но об этом лучше послушать исповедь ее лично. Ее интервью на эту тему я дам в самом конце статьи.
От себя хочу добавить лишь следующее. С одной стороны, ей всю жизнь везло, с другой стороны жизнь испытывала ее на прочность характера. Поняла она это не сразу, но поняла. Да, она, конечно, не задает себе столь глубоких вопросов, как, к примеру:
— кто такой Иисус Христос?
— как он появился в нашем слое реальности?
— с какой целью он появился?
— почему именно в это определенное время?
— насколько в самом деле сложен мир?
Но! Ее современная роль как декана (с 2003 по 2011 годы) факультета кино и ТВ Академии Натальи Нестеровой, а с 2018 года ее роль главного режиссера Московского областного театра драмы и комедии, где она постоянно работает и делится своими мыслями со студентами и будущими актерами в наши весьма смутные времена однозначно полезна для общества.
П.С. Я в заглавии к статье назвал Елену Цыплакову ведущим современным деятелем кино в России, а не просто обозначал ее как актрису или режиссёра, не по той причине, что она много работала и на актёрской ниве, и на режиссёрском поприще, а потому, что она в свое время конкурировала за звание главы союза кинематографистов России с самим Никитой Михалковым. А это очень серьезный социально-политический факт из ее биографии.
На площадке дзен в 2023 году статья набрала 507 прочтений
Все фото из открытых источников
Личная помощь на развитие сайта:
Сбербанк: 5336 6902 6444 1223
Юmoney (кошелек): 410019267247669
Такая хорошенькая была молодая. Очень нравится в «Школьном вальсе».
Однако не знал что Цыплакова такая не простая