Леонид Филатов как мастер поэтической иронии.

Очень, конечно, тяжело начинать писать эту статью, в которой ведь речь идет о гении – моем современнике. Я сейчас говорю о поэтическом гении, поскольку, можно ведь сколь угодно долго и как угодно долго игнорировать тот факт, что Леонид Филатов – по поэтической одаренности ни чем не менее велик, чем тот же Пушкин или Лермонтов, но в этой статье речь не о споре, а о силе его личной поэтической гениальности…
Понимаете какое дело – это сложный канал, он никогда не будет иметь достаточно публичности, а следовательно и никогда не заработает никаких крупных сумм денег, — это канал про литературу, а уже одно это говорит о том, что канал для избранных.
Когда думаешь о Филатове, о его произведениях, ты как бы сам над собой поднимаешься, ведь те произведения, который мы в этой статье приоткроем перед нами, они не просто великолепны, они тонко-великолепны, то есть гениальны.
Вы, конечно же, сейчас сразу же вспомните его самое известное произведение: «Сказку про Федота-стрельца», и я соглашусь с вами, но не разделю вашего восторга, поскольку об этом произведении нужно, можно и я обязательно напишу не одну статью… Но сейчас речь немного о другом, чтобы показать всю высочайшую степень гениальности поэта Леонида Филатова…
Хочу показать вам и разобрать три стихотворения на одну тему, на тему мультфильма «Ну, погоди» в отношении воспроизведения сути талантов тех поэтов, которых Филатов в этих стихах иронически копирует, и не только их стиль повествования, но и сам смысл и саму суть их поэтической одарённости.

Стих первый. Копирование стиля и сути поэта Давида Самойлова:
Мне захотелось выпить и поесть.
Я заглянул в кафе. Меня знобило.
Внесли графин. В графине что-то было.
И я подумал: «В этом что-то есть!»

Я сел за столик. Рядышком, в углу,
Сидели Волк и Заяц. Их беседа
Была занятной. На правах соседа
Я наблюдал их странную игру.

Вначале Заяц плюнул Волку в суп.
Затем смахнул под стол его цыпленка.
Он сделал это столь умно и тонко,
Что Волк подумал: «Ба, да он неглуп!»

Тщедушный Заяц был ничтожно мал
В сравненье с Волком, истинным гигантом,
Зато превосходил его талантом,
И Волк прекрасно это понимал.

Подумав, Заяц вылил Волку в торт
Остатки недопитого глинтвейна.
Он сделал это столь интеллигентно,
Что Волк подумал: «Эк воспитан, черт!»

Противники заспорили всерьез.
Столкнулись глыбы двух мировоззрений.
Добро и Зло. Посредственность и Гений.
Дантес и Пушкин. Мускус и навоз.

Тут Заяц вдруг нанес врагу прямой
Удар, вложив в него всю силу духа.
Удар пришелся Волку прямо в ухо,
И Волк подумал: «Амба, боже мой!»

Отважный Заяц знал в ударах толк,
Он понимал, что глупо ждать ответа.
Легко представить, что ему на это
Ответил бы духовно нищий Волк.

Меж тем внесли горячую фасоль,
Душистый плов спешил за ней вдогонку.
Я битый час вертел в руках солонку,
И вдруг меня пронзило: «В этом — соль!»

На эту же тему, но уже другой стиль и стиль очень четко переданный в стихе-пародии на поэтессу Беллу Ахмадулину:

Который день — и явно, и во сне —
Меня томит нежданная забота:
Я поняла, что появилось что-то
Неизлечимо заячье во мне.

Среди нетонко чувствующих масс
Меня одну гневила и бесила
И гнусная безнравственность бензина,
И пошлая разнузданность пластмасс.

Комфорт, что прежде мной был так ценим,
Мне опостылел, ибо я открыла:
Неискренность мочалки, подлость мыла
И унитаза явственный цинизм.

Поскольку зов природы мне не чужд,
И я питаю ненависть к эрзацам —
Меня влечет — подобно вольным зайцам —
Направить бег колен в лесную глушь.

Какой восторг, — попав в дремучий лес,
Свободный от бетона и дюраля, —
Вершить — при виде волка — удиранья
Пленительный и горестный процесс!..

Бежать, и быть все время впереди,
И размышлять над суетной судьбою,
И временами слышать за собою:
Ну, — о, наивность просьбы! — погоди!

— Возможно ль? — удивится кое-кто.
— Ах, полно! — усмехнусь я на расспросы. —
Ужели же глаза мои раскосы
Без всяческого повода на то?

О, эта блажь меня не в первый раз
Тревожит, и, не знай своей беды я,
Я до сих пор винила бы Батыя
За дерзкую раскосость этих глаз!..

От автора:
— Какая чепуха, увы и ах! —
Зевнет Читатель, в корень не вникая.
— Да, чепуха, читатель. Но какая
Премилая! И главное, в стихах.

Тут ирония автора – Леонида Филатова достигает буквально вершин великолепия и тонкости. Мы видим с одной стороны, — нежность и уважение к женщине – поэту, а с другой стороны – передачу ее премилой «дурости», передачу иронии над тем, как мило и в то же время по-женски чувственно она видит окружающие ее явления…
Но есть еще и другая сторона женственности, женственности суровой и во многом циничной, но тем не менее именно женственности, и это опыт передачи поэтического видения от Юлии Друниной, многое прошедшей на фронтах Великой Войны:
Прошлой ночью снились мне ученья
Энского стрелкового полка,
Но на середине — вот мученье —
Мне пришлось проснуться от звонка.

Я — девчонка фронтовой закваски.
Мне на крем и пудру наплевать.
Как спала — с гранатою и в каске, —
Так и побежала открывать.

У меня на штатских нюх отменный,
Враз определяю, что к чему.
Вижу, хлопец. Вижу, не военный.
Вижу, Заяц, судя по всему.

Без сапог, без каски, без одежи,
Кровь на лбу совсем еще свежа…
— «Сзади — полк?» — спросила я без дрожи.
— «Сзади — Волк!» — ответил он, дрожа.

На себя от страха не похожий,
Заяц был измучен и продрог.
Я ему на коврике в прихожей
Разложила легкий костерок.

Что до Волка — быть ему в уроне,
Слишком он нахален, этот Волк.
Не скажу — в стихах, но — в обороне
Я еще покамест знаю толк.

Зря я, что ли, бегала все лето
С просьбами и жалобами, чтоб
Выбить разрешенье Моссовета
Перестроить кухню под окоп?..

Волк, конечно, храбр и бесшабашен,
Только как он, глупый, не поймет,
Что в родном окопе мне не страшен
Собранный им за ночь миномет!..
Вот как гениальный поэт Филатов мог передать суть поэтического таланта трех СОВЕРШЕННО разных людей в одной тематике. А вы после этого вспоминаете о его гениальной поэте «Про Федота-стрельца»; разве после того, как человек мог написать три таких совершено разных стиха под одну вариацию и под стилями каждого из тех, на кого он пародии смог написать, сочинить гениальную поэму столь сложно ? Да раз плюнуть.
Филатова еще будут изучать в будущих школах России (и мира) – такой талант, точнее такой уровень таланта достоин того, чтобы продлевать его жизнь в своих воспоминаниях не один век вперед.

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *