Произведения Спинозы. Как писали в средневековье?

С моим Учителем №5 и последним в этой моей жизни, я познакомился уже в довольно преклонном возрасте – в тот год, когда мне исполнился уже 25-й год; а как вы все прекрасно знаете, именно с 25-ти лет мозг человека начинает стареть и все процессы в его физическом теле становится необратимыми в сторону… подготовки к смерти. А потому, можно сказать прямо и ответственно, в тот год, когда я познакомился с моим последним Учителем – это последний год в жизни любого человека для встречи с Учителями. «Дотянул до последнего», что называется, но… успел… его понять и его осознать.
Спиноза мне нравится прежде всего ГАРМОНИЧНОСТЬЮ своего мировосприятия, поскольку в его осознании мира должно на одинаковых началах и с одинаковой плотностью реализации присутствовать как положительное, так и отрицательное (вещь, явление или процесс – не имеет значения).
В этом смысле гармоничности, причем подчеркнутой гармоничности восприятия мироздания, Спиноза, конечно же является полной противоположностью моего Учителя №4– Фридриха Ницше, но… только по форме выражения философии, но не по ее содержанию. И это надо понимать.

Из книг Спинозы я прочитал «от и до» только его такие наиболее популярные произведения, как «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» — эта книга понравилась мне больше всего; «Трактат об усовершенствовании разума» и «Этика, доказанная в геометрическом порядке».
Не всякому Спиноза может быть годен не просто в Учителя, а хотя бы в обычного повседневного учителя при его жизни, ведь для того, чтобы прочитать хотя бы одну его книгу от начала и до конца нужно обязательно запастись известной долей терпения… уж слишком длинными и в высшей степени скучными кажутся современному читателю литературной природы предложения Спинозы. Вот пример:
«Так как, согласно его мнению, длительность вещи вытекает из ее совершенства или соединения с чем-либо другим, имеющим совершенную природу, то он отрицает в главе 25, что существует дьявол, ибо он считает, что не может ни быть, ни существовать нечто такое, что лишено всякого совершенства или соединения с ним. В каковом смысле он определяет дьявола…»

Чем лично меня привлек к себе Спиноза, так это тем, что я к нему уже был готов, когда начинал его читать, ведь Спиноза в своих философиях исповедует пантеизм, то есть нечто такое, что способно отождествлять божественное и природные начала в мироздании и тем самым соединять их воедино.
Но тем не менее, не все столь просто в его философии, ведь божественное начало, как и любое иное духовное имеет у Спинозы значение первостепенное по отношению ко всему материальному (явному) в мире; а следовательно нужно признать, что Спиноза отождествляет мир с Богом лишь в духовном понимании мира (и Бога), а потому получается, что все материальное у него – это лишь отражение духовного существа Бога, а потому сам мир в конечном итоге можно все-таки рассматривать лишь как противоположность Бога, типа как отражение человека в зеркале – вроде одно и тоже, а тем не менее отражение не является самим человеком, хотя и напрямую связано с ним.

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *