Лев Толстой, как писатель и философ. Почему он отрекся от церкви?

На самом деле мы ничего, как и о Гумилеве, о котором у меня предыдущая статья, не знали бы о Льве Толстом, если бы в период времени с 1918 по 1986 гг. он не был САМЫМ издаваемым писателем в СССР. Поэтому вы должны понимать, что талант, а уж тем более гениальность не имеют ничего общего с публичностью. Я сейчас могу перечислить целый ряд фамилий, которые вам вообще ничего, в буквальном смысле, — ничего не скажут, а тем не менее даже Лев Толстой в сравнении с ними является пигмеем в интеллектуально-духовном плане.
Но в данной статье я хотел бы поговорить именно о Льве Толстом. Да, в период существования СССР он был куда как популярнее, чем в свое время жизни, — в царской России, и тем не менее и в царское время его называли самым главным писателем современности, и он был популярен только в России, но и далеко за ее пределами, ведь он номинировался на Нобелевскую премию по литературе несколько раз а именно в с 1902 по 1905 гг., то есть в течение идущих подряд 4-х лет. Он бы и далее номинировался, если бы не прекратил это дело сам, отказавшись письменно в номинации премии Нобеля и далее – по-всей видимости, его задело то, что его так и не смогли признать лауреатом этой престижной международной премии в течение 4-х лет подряд, и, если честно, я бы на его месте однозначно поступил бы так же, — но только не на четвертой, а на второй попытке. Так что следует признать, что у Льва Толстого с таким человеческим качеством как терпение все было в полном порядке.
В чем же уникальность творчества Толстого до такой степени, что его еще при жизни и даже задолго до смерти в 1910-м году признавали величайшим умом современности ? Самое основное, на что хотелось бы обратить внимание в этом вопросе, — это его способность мыслить масштабно, критериями не лиц и персонажей, а целыми эпохами: их задачами и их достижениями. В этом плане Толстой ни в чем не уступает моему любимому Ницше.

И даже несмотря на то, что Толстой родился только в 1928 году, то есть спустя 16 лет после окончания Отечественной Войны 1812 года, а тем не менее в его романе «Война и мир» передана самая суть той эпохи в целом и характер каждого персонажа того времени, а это автоматически означает, что Толстой, как автор, написав такой труд, полностью смог погрузиться в эпоху того времени.
Тем не менее всю свою жизнь, в отличие от того же Достоевского, Толстой слыл нигилистом в среде его литературной богемной жизни, и тем знаменательнее тот факт, что в 1878 году, когда ему было ровно 50 лет (поздновато, конечно, но лучше поздно, чем никогда) он начал всерьез задумываться о назначении человека в жизни и о назначении самой жизни, как таковой в мироздании.
Все эти размышления (когда он стал уже серьезно разбираться в этом вопросе, а не поверхностно как все мы любим, он понял, что сам по себе нигилизм – вера слишком примитивная, чтобы следовать ей человеку хоть не небольшой долей ума, не говоря уже о такой доли, которой он сам обладал. И тут нет ироничности, просто человек вошел в положение дел и… ужаснулся самому себе. Все это выразилось в его произведении «Исповедь», которое тут же цензурные власти в России запретили, ибо копнул автор его слишком глубоко, глубже, чем позволено властями.
Но Толстой на этом не остановится и стал копать дальше, что еще хуже для властей. А в особенности для религиозных властей, которые, как все знают, в царской России обладали властью куда как большей, чем власти мирские, включая сюда и самого царя.

А ведь его предупреждали, ему говорили: «Лев Николаевич, остановитесь, не нужно продолжения, вы слишком многого хотите от общества. Оно еще к вашему миропониманию не готово», но Толстой не хотел останавливаться по одной простой причине – он хотел довести истину до всех так, чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что его мировосприятие является тоже заслуживающим внимания…
Чем все это закончилось ? Чем в конечном итоге закончилось его противостояние религиозным властям ? Его произведением «В чем моя вера», которое расставляло все точки над «и» в максимально возможной степени откровенности., буквально «взбесило» церковь и заставило ее пойти напрямую конфронтацию с Толстым невзирая ни на какие его общественные заслуги и регалии, а между чем что же он сказал в этом своем наиболее осознанном и взрослом произведении ?
А он просто противопоставил учение Иисуса Христа, как таковое, учению самой церкви, и тут компромисс не наблюдался, не говоря уже про гармонию, – тут наблюдалось постоянное и системное противостояние учения Христа и учения церкви, якобы на основании учения их бога – Христа. Разумеется, такое не могло оставаться безнаказанным. И потому они отлучили его от церкви. Чему он был рад и доволен, ибо своим отказом церковники, по его мнению, подтвердили его правдивость и его правильность во взглядах…

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *