Процесс разусовершенствования техники Шекли предсказал еще в 1960-е годы

Вспомните, какие автомашины создавали в 1960-е годы и ранее, — эти машины ездят до сих пор, а их корпуса почти не подвергаются коррозии металла, их механизмы весьма совершенны по надежности, при этом они почти не ломаются, а если ломаются, то их достаточно легко починить, исправить; и ведь это касается не только автомашин. У меня до сих пор работает пылесос, который был куплен в 1975 году, и работает почти без проблем.
В 1955 году Роберт Шекли опубликовал свой замечательный рассказ «Билет на планету Транай», в котором рассказывается о том, как люди испытывают потребность в разусовершенствовании техники, создают ее специально таким образом, чтобы она ломалась как можно быстрее и как можно менее долго работала. Более того, в этом рассказе у его героя – конструктора роботов – серьезная проблема – ему нужно создать такой корпус для робота, чтобы при ударе в него ногой, разъяренный человек смог бы сразу его сломать и желательно на мелкие осколки…
Конечно, тогда в 1955 году все эти действия казались фантастическими, потому что на тот период времени общество было настроено на то, чтобы техника была как можно совершеннее, как можно надежнее. Думаю, что и сам Шекли со свойственной ему идеальной иронией воспринимал показанные им в повествовании процессы разусовершенствования техники лишь для того, чтобы придать рассказу элементы гротескности, но… жизнь показала, что смеяться теперь уже в начале 21-ого века тут не над чем.

В настоящее время мы все понимаем, что автомашины нами теперь приобретаются на срок от 3 до 5 лет, поскольку дольше они вряд ли проработают, поскольку материалы, из которых их изготавливают – они специально таковы, чтобы служить как можно менее долго. Но сделано это лишь с одной целью, — чтобы люди покупали новые товары технического характера хотя бы в период 3-5 лет.
В рассказе Шекли причина немного другая, — там она в большей степени связана с психологией людей и объясняет автор этот принцип таким образом:
– Тогда позвольте мне вернуться к исходному тезису, – педантично продолжал Аббаг. – Любая машина является источником раздражения. Чем лучше машина работает, тем сильнее чувство раздражения, которое она вызывает. Таким образом, мы логически приходим к тому, что отлично работающая машина – источник чувства досады, подавляемых обид, потери самоуважения…

— Стойте! – взмолился Гудмэн. – Это уж слишком!
– …а также шизофренических фантазий, – беспощадно докончил Аббаг. – Однако для развитой экономики машины необходимы. Поэтому наилучшим и гуманным решением вопроса будет использование плохо работающих машин.
– Я не согласен.
– Но это очевидно. На Земле ваши машины работают в оптимальном режиме, создавая чувство неполноценности у тех, кто ими управляет. К сожалению, у вас существует мазохистское племенное табу против разрушения машин. Результат? Общий трепет перед священной и сверхчеловечески эффективной Машиной, что приводит к поиску объекта для проявления агрессивных наклонностей. Обычно таковым бывает жена или друг. Ситуация не очень веселая. Конечно, можно предположить, что ваша система эффективна в переводе на робото-часы, однако в плане долгосрочных интересов здоровья и благополучия она чрезвычайно беспомощна.
Так что может быть он в какой-то степени и прав ? Или вам так не кажется ?

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *