Что хотел сказать автор книги «Герой нашего времени»?

Я уже ране писал, что два единственных произведения в школе, которые я прочитал без «пинков», — это «Евгений Онегин» Пушкина и то произведение, о котором говорится в этой статье. И прочитал я в возрасте 15 лет «Героя нашего времени» с большим интересом. И вы спросите – почему? Потому, что молодежь всегда голова все отрицать и от всего ранее нажитого ее предками отказываться и повергать сарказму? Да, и в этом контексте тоже, наверное, имеет смысл так думать, но… там было что-то еще такое глубокое, что заставило дочитать произведение до конца. Что же это было? Попробуем разобраться.
Мне кажется и мне так кажется уже чуть менее 30 лет, что основное что меня привлекало и привлекает в характере и самой ментальности Печорина – это его независимость от общества, от его влияния, или же, говоря по-другому, его пренебрежение устоями общественных отношений. И вот такое его пренебрежение всем тем, что обществу дорого, — это и есть внутренняя борьба Печорина с системой в целом.
Но есть один важный момент, если вы не обратили внимания, — Печорин действительно борется с системой, но вся эта борьба у него происходит на неосознанном уровне, он не понимает, что вместо всего имеющегося перед ним он может предложить обществу, более того, он даже не ищет и не собирается искать никакой альтернативы существующему положению, — он просто продолжает бороться на уровне неосознанности.

Все это говорит о том, что вопреки всеми ожидаемому, а Григорий Печорин вовсе не был действительно умным человеком. Сильным и независимым по характеру – да, причем однозначное да, но не более того. Он совсем не революционер, а только маленький малолетний буян, который может доставить неприятности разве что своему ближайшему окружению или женщинам, которые по дурости могли бы в него влюбиться.
Но почему тогда Лермонтов, как родитель Печорина в столь юном своем возрасте имел наглость обозвать столь никчёмного человека, как Печорин «героем своего времени»? Дело в том, что лично Лермонтов в этом не виновен – у него был «подельник» – некто гражданин Российской Империи Пушкин Александр Сергеевич. Они вдвоём виновны в том, что произведение «Герой нашего времени» вообще явилось на свет.
И если над этими двумя товарищами вести судебное разбирательство, то виновным пределе всего у нас будет вовсе не непосредственный виновник написания «Героя нашего времени» а как раз, его старший товарищ, стоящий в тени – гражданин Пушкин. Почему? Давайте разбираться.
Всем известно, что Лермонтов и Пушкин были современниками, но Лермонтов был моложе Пушкина и куда как мене известен в литературных кругах России. Но при этом нужно учесть, что в те времена именно главы романа в стихах «Евгений Онегин» литературная Россия ждала с таким нетерпением, что… описать невозможно. И вы полагаете, Лермонтов не был из числа тех, кто первым «глотал» новые главы произведения?! Вы тогда наивные люди. Ведь по тем временам в литературных или окололитературных (как в случае в Лермонтовым) кругах не было ничего новее и решительнее в социальном плане, чем роман в стихах «Евгений Онегин». И вы сами понимаете, что Лермонтов, просто в силу его угрюмого и своенравного характера, не мог никак и ни в чем уступить своему Учителю, которого он одновременно всегда и ненавидел, и любил до боли в сердце, любил и ненавидел одновременно куда как больше и острее, чем кто-либо еще в России, кроме, разве что Николая Первого, который, впрочем, был уже человеком не молодым, а потому имел возможность смотреть на все происходящее более хладнокровно, чем пылкий юноша Лермонтов.
Так что, и это совершенно однозначно, мы видим одновременно и противопоставление, и подражание в произведении «Герой нашего времени» Лермонтова произведению Пушкина «Евгений Онегин» и самому его автору. Лермонтов на ментальном плане никак не мог себе позволить оставить «безнаказанным» «великого литератора» по тем временам Александра Пушкина.

И как бы самому Лермонтову не было тяжело и противно (ведь сам он в душе был человеком очень добрым и мягким), но пришлось писать о его альтер-эго и одновременно альтер-эго Евгений Онегина – о Григории Печорине.
Разумеется, чего и следловало ожидать, но по всем отрицательным параметрам личности Печорин Лермонтова не только превзошёл, но обязан был превзойти Евгения Онегина, у которого еще оставались хоть какие-то человеческие черты…
Так а почему (автор так и не раскрыл это) Лермонтов обозвал свое произведение именно так: «Герой нашего времени»? Отвечу, и тут все как раз просто. Итак, мы прояснили для себя, что Печорин родился на свет только как произведение – контрудар по произведению Пушкина «Евгений Онегин», которою в том обществе все боготворили, считая именно Евгения «героем нашего времени» ведь все его любили и все ждали о нем все новых и новых глав… Верно же?
Так что это было? Зависть к Пушкину? Или зависть просто к славе Пушкина? По мне так это было все и сразу, и, между нами, жив бы я был тогда и мог бы поговорить с Мишей, я бы его попытался бы убедить в том, что он – не прав во всем и всегда, и тем самым, возможно, спас бы его от неминуемой с таким подходом к жизни — смерти в столь раннем возрасте. И тогда… И что тогда? Тогда бы мы получили еще одного Льва Толстого, но не скоро, лет через 40, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось бы лет 45-55 от роду…
Впрочем, думаю, мы бы просто подрались, и он остался бы при своем. Своеобразный был характер, очень сложный. Не то что у Александре Сергеевича.


Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *