Песня, за исполнение которой Высоцкого не любила вся советская власть

Вы не увидите исполнение этой песни нигде, — Высоцкого много снимали, много показывали по телевизору, но ЭТОЙ песни нет, не было и не могло быть по той причине, что она была страшна и опасна для советской власти до самого ее краха. Ее можно было услышать только живем на концерте, да и то не на всяком, полагаю, потому что на многих крупных его концертах в обязательном порядке присутствовали один – два сотрудника в штатском среди зрителей, которые по завершению концерта сразу отправляли докладную записку туда, куда следует.

Между нами, скажу честно, об этой песне я услышал совсем недавно от одного из моих друзей, который мне ее поставил и рассказал о ней… будучи уже не в совсем уж трезвом состоянии, поскольку был день рождения, мы были с ним на дне рождения. Странно, слушаю Высоцкого давно, знаю много песен, но не эту. И он так рассказал о ней, что я пришел с праздника домой – нашел ее в интернете и слушал, наверное, полночи для того, чтобы полностью осознать ее боль, страх, мужество, судьбу ее героя и вообще так слушал, чтобы пробрало до невозможности… Помните, как Жеглов говорит в «Место встречи изменить нельзя»: «а то я тебя огорчу до невозможности». Так и я – чтобы она пробрала меня до невозможности.

Чем больше я слушал эту песню, тем больше понимал, что она многослойная по смысловой нагрузке. С одной стороны, это рассказ человека, перенесшего все «радости» лагерной жизни на лесоповалах страны, который попал туда потому, что сосед на него «настучал» в соответствующие органы гос.власти, то есть ни за что, просто за то, что по глупости сказал «лишнего», а с другой стороны мы тут наблюдаем, как герой песни хочет освободиться от своего прошлого, забыть его, как страшный сон, и поверить в то, что новая и действительно счастливая жизнь возможна и достижима, о чем и говорит требование протопки баньки по белому.

Там же мылись заключенные без удобств, сами понимаете – все бани топились в лесах по-черному, и можно было и действительно угореть в ней, но это никого не смущало, народу то много было, каждый день привозили все новых и новых рабов на «стройки века» … никто людей особенно то и не считал там.

А наколки на груди с образом Сталина тоже делали не просто так, а потому, что если шли под расстрел, то в вождя расстрельная команда стрелять боялась, даже в образ его, и потому шансы при расстреле выжить были больше, хотя, все равно добивали, это ж не в царские времена – не получилось расстрелять, так миловали, типа Бог так решил, — в ГУЛАГе то Бога не было ни для кого из властей; а с другой стороны наколки на сердце в образе Сталина делали и с целью отмщения ему, типа, если уж умирать, то вместе с ним, типа хоть так ему отомстить, и таких было очень не мало.

Песня, конечно, проникает до самой глубины души, Высоцкому удалось передать дух тех времен в самой высокой степени возможной для песенного уровня донесения информации.

Совсем не удивительно, что советская власть за эту песню его очень не любила, — в ней он по-сути оскорбляет все прошлое этой власти, а, следовательно, и ее настоящее, хотя и куда как более светлое…

Да и строка в песне: «пар горячий развяжет язык» … уж понятно, какие методы тогда применялись для того, чтобы любой человек смог несмотря на все свое упрямство признать себя виновным именно в том, в чем властям необходимо чтобы он себя признал…

А строка: «Застучали мне мысли под темечком,
Получилось, я зря им клеймен!» — это, как я понял, 1953 год, когда пошли освобождения по всему Советскому Союзу, — и его освободили, удалось все-таки выжить, освободили как не правильно осужденного…

Еще очень глубокая строка, наверное, самая глубокая в песне: «Сколько веры и лесу повалено». Наверняка ведь он с юности старался и честно старался строить «рай на земле», руководствуясь мыслями и рекламой власти в стране, а получилось так, что во все те годы, которые он провёл в лагерях, веры в эту власть в нем уничтожили не меньше, чем тех деревьев, которые он спилил в лесах Сибири…

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *