Одна из самых противоречивых песен Высоцкого, которую я слушаю бесконечно

Песня, о которой пойдет речь в этой статье, — это та песня, которую я, сам не знаю – почему, но так и происходит – могу слушать практически бесконечно, что и является обычной практикой для нее… Не могу наслушаться, сколько не слушаю. Таков феномен этой песни для меня лично, — ничего не поделаешь, и потому, сами понимаете, — поскольку душа требует, — а рано или поздно, но я должен был бы написать об этой песне.

Если сказать прямо и честно, я сам не могу понять, ПОЧЕМУ она мне так нравится, но потом я стал думать и анализировать ее текст и ее динамику и пришел к немного неожиданным для себя выводам – противоречия в песне, — вот именно то самое, что привлекает в песне больше всего, что заставляет ее слушать снова и снова…

Но самое интересное, что я заметил в этой песне – ее текст… Он – просто маленький. Очень маленький, я бы даже назвал его – миниатюрным. Такой текст «цеплять» не должен бы вообще и никак, но проблема в том, что именно он и «цепляет» … И это не может не удивлять.

Стал разбираться и вникать по-возможности как можно глубже в суть и смысл этой песни. И тогда начал понимать, насколько она психологически глубока для обычного человека, поскольку вскрываются в ней все те боли и болезни, которые наполняют нашу с вами жизнь, хотим мы того или нет…

Такова объективная реальность.

«Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все, — кроме тех, кто нужней…»

Вот те самые главные строки в этой песне. Они и именно они «цепляют» боле всего. Почему? Потери. Что, — потери? – такой вопрос может мне только молодой человек задать, но не мы, которым от 40 и выше… Наша вся жизнь – это потери, — приобретения и потери. Но чем дольше мы живем, тем больше потерь переживаем…. По всем аспектам жизни. Верно ведь? Молодёжь нас с вами пока не слышит…И не должна! Рано еще. Пусть пока радуется приобретениям.

Мы всегда в течение жизни теряем только и именно то, что нам всем больше всего необходимо. Это трагедия, но так же и это то, что все-таки, несмотря ни на что, толкает нас вперёд – к все новым и новым достижением и падениям, — мы знаем одно – мы должны идти вперед, и только вперед, и при этом несмотря ни что и столько бы сложно нам ни было.

Фраза в песне Высоцкого: «не пройдет и полгода», — это не его мысль. Это общепринятая народная мысль, которая говорит о том, что какое-либо событие происходит в нашей жизни слишком медленно, оно идет нам куда медленнее, чем хотелось бы. Нас это раздражает, но поделать с этим мы ничего не можем и вынуждены терпеть и приноравливаться к скорости изменения в нашей судьбе, потому то Высоцкий и поет:

— Я не верю судьбе, а себе – еще меньше…
Судьбе – понятно, а не совсем ясно – почему он не верит самому себе? На самом деле тут как раз все еще яснее – решает то не он, а судьба, — все решает, что с ним происходит или будет происходить в будущем… И это раздражает, но все-таки деваться некуда и приходится соглашаться.
И в конце песни он уже буквально для всех нас сообщает в песне именно психологию людей:

«Но мне хочется думать, что это не так, —
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды…»

Именно этих строк мы интуитивно все от него в этой песне и ждем, но ведь это просто самообман, поскольку, как бы нам не хотелось, а вся сила остаётся все равно за судьбой, а не за нашими желаниями, которые сегодня – одни, а завтра – совсем иные… то есть им доверять нельзя, они весьма ненадежны и очень противоречивы. Опираться в жизни нужно на силу куда как более могущественную, то есть на нашу судьбу… ей виднее, — что нам надо на самом деле несмотря на все наши внутренние противоречия и потери, которые неизбежны.

И мне очень понравилось, как ее спели ребята из группы «После 11», поскольку звуковой ряд у них получился еще напряжённое, чем у автора песни:


Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *