Поговорим о святом. Часть 4. Георгий Данелия

Продолжаю серию статей о тех людях, которых по части кинематографического искусства и их достижениях в нем можно серьезно и уверенно называть великими людьми, поскольку их воздействие на нас, как зрителей было очень велико, да и до сих пор велико.

Георгий Николаевич Данелия – это тот режиссер еще старой советской школы кинематографа, которого я впервые заметил по его фильму для молодежи «Орел и решка». Было это, приблизительно в 1996 году. На тот момент фильм был молодой, только что вышедший на показы зрителям.

И меня так этот режиссер влек, что я в тот же год посмотрел еще два его фильма: «Настя» и «Паспорт». – Даже не знаю, какой из них лучше. А вот его самый знаменитый фильм: «Кин-дза-дза!» я посмотрел поздно, уже в начале 2000-х годов. Но более старшее поколение, конечно же, считает, что лучший фильм Данелия – это «Мимино».

Георгий Данелия – крайне необычный режиссер, крайне, — пишу и от напряжения хмурю брови, — крайне необычный; у него такой стиль передачи смысла в его фильмах, который, не могу даже подобрать слова, — лисячий, — да, вот то лучшее слово – лисячий. Вы никогда не видели как смеется лисица, я имею в виду обычную лисицу в нашем лесу? – Они очень интересно смеются, — хихикают с умными глазами. Вот и у Данелия всегда такие вроде и юмористические фильмы, но вот и комедиями их не назвать. Да и ироничными фильмами тоже назвать тяжело. Я даже не знаю как их назвать. Это особый стиль. Стиль только Данелия.

Фильмы то у него серьезные, жизненные, но проблема в том, что их не воспринимаешь тяжело, как драму или трагикомедию. Данелия, как автор, — легкий. Это не тяжеленный и мрачный Тарковский. Но и не противоположность его – Гайдай. Я еще раз говорю, я не могу определить жанр его фильмов. Для меня это просто фильмы Данелия. Причем это именно его подчерк, потому что столь долго снимать в одном стиле восприятия – это ни что иное, как подчерк, личное авторство.

К сожалению, в этом 2019 году Георгий Николаевич умер, но он прожил долгую и очень насыщенную события и достижениями, и победами, и сложностями жизнь. Он, как человек, был похож в жизни на свои фильмы – вроде и серьезный, но и с иронией и юмором, но немного с грустинкой во взгляде, — не пессимист, не оптимист, да и не реалист, но и не фантазёр.

Смотря его фильмы, часто улыбаешься, но эта улыбка спокойная, — она как бы отзыв на тот взгляд на жизнь, немного веселый, но лишь не много веселый и чуть светлый, который он отображает в своих картинах.

А взять его всем в СССР известный фильм «Афоня»? Комедия? Да вроде и комедия, но грустная какая-то по сути-то. Как ему так удавалось снимать, — мне не понятно.

И сам его язык, послушайте, как он витиевато высказался и даже тут какая-то чисто Данелиевская серьезная ирония видна:

…я ни в коем случае не хочу, чтобы создалось впечатление, что я пытаюсь выглядеть жертвой Советской власти. Напротив. Я благодарен этой власти за то, что она дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял всё, что хотел. Но снял только то, что хотел!

Для меня лично Георгий Данелия всегда останется самым загадочным режиссёром.

Он даже в первом своём фильме уже в самом названии сыронизировать: «Васисуалий Лоханкин» фильм его первый так назывался. 1958 года выпуска.

Поставлю под конце статьи ролик именно из «Орел и решка», — с него я начал знакомство с ним и полюбился он мне больше всего:

на площадке дзен статья набрала 104 прочитывания

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *