Песня, о которой тут пойдет речь, она не столько грустная по своей природе, сколько глубокая, поскольку в ней вскрывается вся та настоящая тяжесть нашего бытия, которая давит на нас всех, тут живущих, и которая часто не может быть нами самими раскрыта, но мы все тем не менее в глубоком одиночестве, как правило ночью, все ее ощущаем и переживаем – в той или иной степени. В этой песне – иной такой я еще не встречал – Юрию Шевчуку -природу и суть этой тяжести на душе удалось передать в превосходной степени.
Я уж не знаю, что там у него в личной жизни произошло, но такую песню трудно написать, если самому не испытать настоящую трагедию, при рассуждении над которой тебе появляются такие образы и такие мотивы, да и вообще такая музыкальная наполненность…
Одна только строчка в этой песне:
«Ты уехал за счастьем — вернулся просто седым.» говорит о том, в какое настоящее горе и неблагополучие должен был проникнуть автор для того, чтобы ее сотворить, ведь эта строка говорит об абсолютной безысходности, а не только о потери ориентиров в жизни, а так же о том, что все наши стремления и все наше напряжение по-сути дела безрезультативно.
Но очень важный момент в этой песне – это музыкальное ее сопровождение. Оно объёмно, причем с самых первых нот в песне. И подчеркивает эту объёмность звук метронома, который все мы знаем по фильмам про блокаду Ленинграда – тут, в песне, кстати, что-то близкое тому общему фону бренности бытия, которое использовано с помощью звуков метронома при блокаде… Одновременно: и беспомощность, и иллюзорность, и боль, и страх, и переживания, и… некая далекая надежда. В этом плане тут в песне Шевчук не прогадал – метроном, его звук работает здорово на сознание слушателей.
Дождь. Дорога. Ночь. Тишина. Только гул мотора машины. Ты едешь один по трассе. В такие моменты как раз и возникает мысль об отчужденности от всего того, что происходит в реальности – ты располагаешься в такие моменты словно меж двух миров – того, в котором ты привык суетиться и иного – где тебя ждет вечность…
Состояние это я сам испытывал неоднократно на трассе, поскольку сам много езжу, — оно, с одной стороны фантастично и загадочно, с другой очень уныло и грустно, когда ты ощущаешь свое полное одиночество во всем этом мире…
И подчеркивают это состояние меж двух миров эти строки:
«Третью жизнь за рулем,
Три века без сна…»
То есть Шевчук пытается до нас довести это постоянное ощущение «междумирья», когда ты вроде и тут еще (многое тебя тут привлекает, многое привязывает, много задач и проблем, которые нужно решить), но в то же самое время ты чувствуешь и что-то иное – тот мир, где суета уже не играет никакой роли, где все совсем по-другому… с одной стороны очень близко тот мир (ночью, в дороге, при дожде), но с другой стороны и как-то слишком там прохладно и не очень уютно (непривычно).
И в конечном итоге, песня ведь хотя и очень грустная, но не оставляет без надежды своим припевом: «все-таки знай – ты не один…». Все это только кажущиеся, вся эта граница меж двух миров – иллюзия, на самом деле все не столько плохо, выход есть и надо идти, все время вперёд, не останавливаясь, ожидая, когда закончится дождь и взойдёт солнце…
Все фото из открытых источников