Чисто ницшеанская современная песня

Песня, о которой пойдет речь в этой статье, она очень интересна тем, что ее текст почти полностью соответствует общей философии Ницше, а это значит, что создатели текста – группа Ундервуд, а точнее Владимир Ткаченко, — хотя и украинец, но живущий в Москве на постоянной основе с 2000 года, — точно читали Ницше, знакомы с его текстами или, по меньшей мере, знают общую канву повествования в его книгах. Почему? Потому что такую песню не поймет полностью никто из тех, кто не читал Ницше.

Дело в том, что в песне «Молодые львы» речь идет о второй стадии становления сознания человека в этой реальности, это срединная стадия. По Ницше человек проходит три стадии – верблюда, льва и ребёнка, — в какой-то мере это можно соотнести с фундаментом построения общества в целом – где – «верблюды» — это вайшьи, которые только начинают постигать то, что в мире все не так, как им пытаются навязать в обществе, которые начинают понимать, что многие общественные законы противоречат правильной форме бытия человека и ограничивают развитие; львы – это те, кого можно называть кшатриями, которые начинают бороться за свое освобождение и преодоление законодательного невежества не только на словах, но и на делах, — их можно в определенной мере назвать революционерами; и стадия превращения в ребенка – это последняя стадия организации сознания человека в этом обществе – это та стадия, когда человек осознает то, что вокруг нет никого, кроме его и его игрушек (брахманы), — таким образом он может полностью насладиться игрой как бы с самим собой.

Это все, конечно, условные определения, но раз в статье речь идет именно об этой песне, то поговорим только о «львах», о революционерах. И прежде всего в самом начале песни мы наблюдаем фразу: «на Олимп иду без контрамарки».

То есть речь идет о том, что никто не приглашал человека туда – на самый верх, где живут боги, которые и управляют всем порядком в мире ниже их. Но льву на это совершенно наплевать, — он выбрал путь самостоятельно, он решил идти туда, куда идти противопоказано, как для здоровья, так и для общего сохранения ранее заведённого порядка, поэтому он не слушает никакого там «ворона», который может только дивиться на его решение и «каркать» ему вслед. Ворон в данном случае олицетворение сил, способствующих сопротивлению прогрессу.

«Сердце скачет, цель маячит», — это то самое чувство бытия, которое могут испытывать только ницшеанские «львы», — это некий кураж, некое волнение от осознания непосильности задачи, стоящей перед ними, что-то такое, что требует максимальной концентрации сил и энергии души для преодоления всех неизбежно встречающихся на пути препятствий.
Следующая очень интересная строка в песне: «успевает только первый». Кажется, что это уже что-то из чисто спортивной тематики, из спортивных соревнований, но тут речь еще глубже. Все «львы» перед собой ставят так или иначе только одну цель – везде и всех побеждать, быть всегда лидерами, а значит и быть первыми, — для них быть на вторых или третьих ролях – равносильно поражению и забвению, почти смерти. Это очень тяжелая жизнь, поскольку конкуренция в том числе и среди львов просто колоссальная.

Ну и самая вершина в понимании текста песни, то есть в понимании психологии ницшеанского льва заключена в такой фразе в песне: «как сказал бы Заратустра, на вершине без меня так пусто». Это уже по сути, наконец, прямой остыл к философии Ницше. Это ведь прямая ницшеанская мысль:

«Вы смотрите вверх, когда вы стремитесь подняться. А я смотрю вниз, ибо я поднялся. Кто из вас может одновременно смеяться и быть высоко? Кто поднимается на высочайшие горы, тот смеётся над всякой трагедией сцены и жизни».

Но автор песни предлагает вариант осознания вершины с точки зрения льва, а не ребенка, цитату которого я привёл выше. Ребенок уже стоит на самой вершине, лев же только стремится к ней и его самомнение настолько велико, что он полагает будто вершине без него одиноко и скучно… Это все еще не верное мировосприятие, но именно такое мировосприятие несет его к самому пику вершины, где он станет иным, где он сам станет вершиной.

Но и без иронии в песне не обошлось. Автор песни молодец – он прочитал Ницше, но в то же время осознал и то, что «у богини победы нет головы», — значит он уже не лев, значит он уже понимает, что лев – это далеко не вершина человеческого сознания.

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *