О том, как жадно, но медленно я читал книгу Лондона «Сердца трех» на пляже в Ялте 18 дней в июле 1992

Откуда столь точные даты я взял, если учесть то, что я не помню большинство из тех событий, что со мной произошли хотя бы год назад? Это, кстати, к слову о том, как переделывают нашу историю. Это вообще не является проблемой даже без спец.тех.средств. Дело все в том, что я записываю, — именно этот момент в своей жизни и на самой книжке я записал таким образом:

«Ялта. 1992 год. Конец июля. Начал с начала июля. Кончил 18 июля. Книга не равна книге «Животные – герои», но близка к ней.»

Такая вот надпись появилась на этой книге Лондона. Чтобы не быть голословным, прикрепляю фото – почерк еще тот мой, молодого человека, даже не человека, а отрока… 16 лет. Тут нужно еще добавить такой момент – книга моего первого Учителя – Сетона-Томпсона «Животные – герои» — это та книга, которая для меня является чем то вроде библии для священника в церкви (кстати, до сих пор!)… И если я пишу, что книга «Сердца трех» «близка» к ней, — это не похвала, это нечто большее…

Как бы то ни было, но в памяти хорошо сохранилось и иное – мое отношение к содержимому в этой книге. В то время, когда я начал ее читать, — а это было в Ялте (мы тогда всей семьей приехали в Ялту), я уже после прочтения «Предисловия» к книге, написанное, между прочим, Джеком Лондоном (на тот момент времени уже ставшему официально моим вторым Учителем) на Гавайских островах в марте 1916 года (кстати! Гавайские острова и Крым… очень похоже, да? улыбаюсь) я понял, что книгу не стоит торопиться прочитать, понял то, что ее ни в коем случае нельзя читать быстро для того, чтобы суметь растянуть интеллектуальное и образное удовольствие. И я не ошибся. Чем дальше я ее читал (а ее даже человеку в возрасте 16 лет легко прочитать за три часа), тем больше старался удовольствие растянуть. Ну, знаете, это чем-то напоминает твой любимый теле-сериал, которых в 1992 году мы – бывшие советские зрители – знали еще не много, — разве что «Богатые тоже плачут» и «Рабыню Изауру»…

Кстати! Не припоминаю о том, были ли у меня в дальнейшем подобного рода книги… Вроде и не было. И это было настолько ощутимым удовольствием, что я реально жил все эти 18 дней как бы в двух параллельных мирах – в реальном мире в Ялте с родителями и сестрой и в том мире, который так бесподобно и красочно описан в книге Джека Лондона.

И ведь тут все вполне понятно. Почему именно эта книга оказала на меня столь серьезное воздействие в смысле получения образного удовольствия. Это сейчас современным детям и отрокам – все легко и просто – у них есть интернет, и они могут получить интересующую их информацию куда как более оперативно, чем мы – дети и отроки начала 90-х годов 20-ого века.

Вопрос заключается в том, что книгой «Сердца трех» Джек Лондон показал мне целый мир, причем не только в психологическом плане отношений между очень разными людьми (это само собой), но он показал целый мир в смысле «картинок» … Благодаря прочтению этой его книги я побывал в начале 20-ого века много где и много чего повидал. Не только острова и природу тропиков Карибского бассейна, но и вообще я наблюдал всю культуру того времени в жизни людей… в определённом месте планеты Земля.

Но есть и еще один нюанс и очень серьезный… для отрока 16 лет от роду. Я «увидел» (не смейтесь) – я реально увидел то, что такое «любовь», как феномен сам по себе. Это сейчас я многое знаю и понимаю, но тогда, в 1992 году, летом, я был в этой области жизни совершенно лишённым опыта и не знающим и половину ощущений при сталкивании с этой «любовной» сферой в психологии жизни людей…

В плане «любви» книга позволила мне повзрослеть куда быстрее, чем планировалось изначально. Более того, я и сам был влюблен в Леонсию. Я говорю совсем серьёзно, без лукавства. Это был один из тех факторов, который еще больше затормозил мою скорость прочтения этой (чем дальше я читал, тем больше мне так казалось) очень тоненькой книги. Я думал про себя: «Лондон, ну почему ты написал такой не длительный рассказ, почему был так скуп в словах; почему ты написал эту повесть столь небольшим количеством слов и предложений». Обида на Лондона, как писателя, чем дальше я читал, тем больше росла…

А в тот день, когда я закончил читать это произведение – мне стало столь грустно, что (как сейчас помню) три дня у меня было депрессивное настроение… И ничто в жизни меня не могло обрадовать…

Но почему так происходило со мной? А сам Лондон пишет об этом в своем предисловии к книге таким образом, которое все и объясняет:

«Надеюсь, читатель извинит меня за то, что я начинаю это повествование с похвальбы. Дело в том, что эта работа – юбилейная. Ее завершением я отмечаю свое сорокалетие, свою пятидесятую книгу, шестнадцать лет своей писательской деятельности и новое направление в своём творчестве. А «Сердца трех» — это новое направление. До сих пор я, безусловно, не создавал ничего подобного и почти убежден, что и впредь не создам. И я вовсе не намерен скрывать, что горжусь этой работой. А теперь я советовал бы читателю, который любит стремительное развитие действия, перескочить через бахвальство, что содержится в предисловии, и погрузиться с головой в повествование, — пусть он потом попробует сказать мне, что от моей книги легко оторваться».

Это все Лондон, как автор книги, говорит в своем предисловии, но он лукавит – от книги невозможно оторваться вообще, в нее настолько глубоко погружаешься, что… это за гранью всего возможного, — она полностью тебя «засасывает», поскольку ты не в состоянии не сопереживать ее героям и не наблюдать за развитием дальнейших событий в их жизни…

Но есть еще один момент, и он очень существенный. В 1916 году очень известному актеру во всем мире Чарли Чаплину было всего 27 лет… Его еще мало кто знал. Но кинематограф, как новое социальное явление в жизни людей уже начал свое шествие по миру и… работал весьма активно.

Лондон пишет далее в предисловии к этой книге:

«Итак, является мистер Чарльз Годдард к некоему Джеку Лондону и говорит ему: «Время действия, место действия и действующие лица определены, кинокомпании, газеты и капитал к нашим услугам; давайте договариваться». И мы договорились. Результат – «Сердца трех».

А самое любопытное в том, что российский фильм «Сердца трех» действительно снимался годом ранее – в 1991 году (это был последний фильм времён СССР) в том числе и в Крыму… Но ещё любопытнее такой момент: не только в 1916 году, но и вообще – НИКОГДА по книге Лондона «Сердца трех» Голливуд так и не снял ни одного фильма, хотя Лондон эту свою книгу писал именно для кинематографа США… Вот такая странность… И странность эта вполне объяснима, поскольку в книге олигархи «выставляются в дураках», а этого позволить себе настоящие хозяева Голливуда никак не могут…

Я посмотрел фильм производства СССР «Сердца трех» только в 1996 году… и очень разочаровался. Все герои книги в моих образах были куда симпатичнее, красивее и умнее, чем это показано в фильме… Впрочем, мало таких фильмов, которые могут превзойти книгу…

Вот такая история произошла со мной в июле 1992 года. Если вкратце сказать.

П.С. Еще один странный момент, о котором подумал только сейчас: в США – Родине Джека Лондона его роман так и не был экранизирован ни с появлением звукового кино (что для экранизации этого романа – мало), ни с появлением цветного кино, что тоже недостаточно, ни с появлением жанра сериалов в кино; ни спустя 15 лет, ни спустя 50 лет, ни спустя даже 100 лет; но и в СССР – как противоположности США, с его экранизацией тянули до последнего… Навевает на некие мысли… о истинной сущности романа… Похоже на то, что Лондон в этом романе превзошел свое время лет на 120… Не меньше. Жду экранизацию в Голливуде. В новом Голливуде.

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *