Очень жестокая и очень реалистичная песня

Начнём с того, что несмотря на то, что эту песню я знаю очень долго, но никогда я не знал ее слишком глубоко для того, чтобы осознать всю ее истинную психологическую глубину… До того момента, пока не ощутил потребность написать о ней отдельную статью. И когда я начал ее слушать внимательно с целью написания о ней отдельной статьи – мне стало страшно и холодно. Именно так, поскольку в этой песне ее автору удалось передать такую степень опустошённости внутри подрастающего ребенка, которую не в состоянии был передать даже Чайф с его песней: «В ее глазах сила небес», хотя внешне песни вроде бы и похожи…

Но они похожи лишь внешне, ибо песня в исполнении Бутусова куда как глубже… С другой стороны, в песне «Ален Делон» исполнитель Бутусов передает нам вроде бы только внешние схемы жизни пока еще ребёнка, но ребёнка, который на грани между «взрослой» и «детской» жизнью человека. А это очень ответственная трансформация человека в самый важный его жизненный период.

Любого человека. Через этот эпизод трансформации (преобразования) прошли мы все, хотим того или нет.

И если в песне группы Чайф мы наблюдаем отеческий взгляд, который в целом повествование в песне смягчает, то в песне «Ален Делон» нет никого из родителей – ни отца, ни матери, ребёнок в ней предоставлен сам себе. Ребенок – не только одинок, но и абсолютно лишен поддержи кого-либо из взрослых. И, если вдуматься, именно потому трагедийность в повествовании этой песни буквально зашкаливает.

Уж сколько лет (с 1997 года) я ее слушал, но слышал только припев, причем припев совершено глупый: «актер Ален Делон – не пьет одеколон» … То есть этот актер не настолько пьяница, как нам всем бы казалось или хотелось бы его видеть. Большей глупости и представить сложно, но ведь автор песни не зря этот припев поставил в данную песню…

В этом припеве автор песни указал на то обстоятельство, которое касается жизни людей в последние годы советского периода истории России. Несмотря на все ресурсы государства, несмотря на то, что о людях заботились «свыше», но люди мужского пола продолжали употреблять алкогольные напитки, причём в больших дозах, в том числе и импортный одеколон, стоящий для них больших денег, но не имеющий для них никакой ценности, если только не употребить его внутрь…

Казалось бы – «смешно»? Не стоит того, чтобы об этом и говорить? Но ведь так оно и было? Что же это за система такая в обществе, которая провозглашает одни ценности, а в результате проповедует совсем иные? Ведь люди бы не пили, если бы действительно были счастливы, увлечены и относились ко всему окружающему с вдохновением и азартом?

И это лишь первоначальная составляющая песни. А речь в ней идет о молодёжи, и потому давайте рассмотрим хотя бы первое ее четверостишье в тексте:

«Она читала мир как роман,
А он оказался повестью.
Соседи по подъезду —
Парни с прыщавой совестью…»

Чем роман отличается от повести? Роман– это лит.произведение, в котором рассматривается автором великое множество героев в то самое время, как повесть говорит нам о развитии и событиях в сфере одного главного героя. То есть чисто психологически мы тут наблюдаем тотальное одиночество героини данной песни – девушки 15-16 лет на стыке времен: с 1989 по 1991 годы…

Советский Союз в те годы был скорее мертв, чем жив, — или… жив, чем мертв, но оба эти возможных утверждения находятся под вопросом…

Вокруг девушки вроде как и есть герои ее романа, но это не те герои, которые ей нужны, ибо ее настоящий герой висит на стене в виде картинки, в виде изображения, а все те, кого она видит вокруг, они не могут быть ее героями, о чем и говорит смысловая фраза: «герои с прыщавой совестью». Что это такое вообще: «прыщавая совесть»? Это что? Это говорит нам о том, что люди, с которыми девушка имеет прямой и живой контакт в реальности – слишком молоды и неопытны для того, чтобы иметь с ней дело? У них еще нет точных понятий о реальном мире, они все еще только учатся в то время, как у ее героя – Алена Делона уже есть и внешность, и опыт, и мудрость?

«Отец, приходя, не находит дверей
И плюет в приготовленный ужин.
Она — старше чем мать,
Он должен стать ее мужем».

Это четверостишье – вообще мрак. Я, как сам поэт, просто преклоняю колено перед теми людьми, которые способны написать столь жуткие вещи и при этом чувствовать себя нормально… Я так не могу. Для меня это за переделами возможного. Кто вообще такая «она» в этом четверостишье? Это не мама, это мачеха. А то, как мачеха относится к не своим детям – мы так с вами знаем не плохо и не понаслышке. А отец? Это идеал для подражания? Нет! Это полная противоположность идеалу… Алену Делону, висящему на стене… в виде картинки. Мало того, что отец всегда приходит с работы весьма пьяным, так он еще и резко недоволен всем, что видит вокруг… Тут начинаются и звуковые барьеры во взаимопонимании, которые выражаются в его «криках» и в его бесконечном «сквернословии» …

В таких сложных условиях растет «ребёнок», уже почти подросток…

Дальше я бы по этой песне совсем не хотел бы продолжать анализировать, поскольку (я неоднократно уже об этом писал) могу простить людям любую жестокость по отношении к взрослым, но только не к детям. Очень жестокая и очень реалистичная песня получилась. Ее невозможно слушать тем, у кого чувствительное сердце.

П.С. И в таких условиях ребёнок сохраняет живой ум и связь с нормальной реальностью благодаря «двери наружу» из этой жуткой реальности – портрету на стене, где он видит и красоту, и любовь, и понимание, и уважение… В общем все то, чего ему не хватает. Портрет как икона, так получается?

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *