«Батальоны просят огня». Фильмы нашего детства. Часть 6

Этот фильм прямо родом из лично моего детства в прямом временном промежутке, — первый раз я посмотрел его в 1988 году. Вы скажете, что фильм совсем не детский. Я не знаю во что сейчас играют дети, но мы тогда играли в войну по полной программе и «оружия» — игрушек у меня лично было не мало, — три пистолета, два автомата, ножей штук пять, три гранаты, а один из пистолетов был на батарейках, издавал звук стрельбы – по тем временам это было очень круто. Так что я, как ребенок, был морально вполне готов к просмотру фильма; а тогда, когда я его посмотрел, я понял, что это мой самый любимый фильм про войну надолго вперед. Так оно и оказалось, в конце концов, ибо лучше фильмов на военную тему я не видел.

Чем мне он запомнился так, что я его после этого пересматривал неоднократно вплоть до 2000 года, а не столь давно посмотрел по интернету последнюю серию фильма? Основные черты фильма в следующем:

— крайне реалистично показаны сами военные действия; не с точки зрения «ужасов войны», «каплей крови» и пр. современными трюками, а именно по боевым операциям, — все четко и выверено и близко к реальности;

— характеры героев показаны ярко и глубоко, и зрителю видно то, насколько все люди разные и как по-разному реагируют на события в военных, экстремальных условиях;

— показано общее психологическое состояние всего общества, принимающего прямое военное столкновение с противником; показано, как командиры переживают и сомневаются в том, верные ли они принимают решения, ведь нужно не только победить, но и сохранить как можно больше жизней своих бойцов;

— актерский состав в фильме подобран очень удачно; кого тут только нет из великих актеров позднего кинематографа СССР:

Николай Караченцов, Олег Ефремов, Александр Збруев, Игорь Скляр, Александр Галибин (на тот момент – 1985 год) еще совсем молодой актер; Александр Панкратов-Чёрный, Геннадий Фролов, который прожил очень долгую и плодотворную жизнь и умер только в этом году, — тут он играет очень умного и взвешенно принимающего решения командира, и мн.др.

Но главное в фильме – это тот самый момент, который возможен только на войне. Два батальона из-за изменений в структуре общей воинской операции превращаются из тех, кто должен начать операцию, вызвав весь огонь на себя с целью привлечения основных сил немцев, в действительности становится лишь отвлекающей военной группировкой, а потому никакой помощи этим двум батальонам ждать не приходится, и они должны держаться как можно дольше… А это значит что? А значит, что мало кто сможет выжить из них, ведь против всего двух батальонов брошена целая немецкая дивизия.

Больше всего в этом фильм нравится, конечно, капитан Ермаков, которого играет Збруев и играет великолепно. Чем он так привлекателен, как персонаж военной истории? Он умен, он человечен, смел и даже дерзок, а главное – он оптимист по своему содержанию в отличие от многих других героев в этом фильме, особенно в отличие от вечно грустного героя Галибина – лейтенанта Кондратьева.

И на всю жизнь запомнилась из этого фильма одна из последних сцен в нем. Когда убивают героя Игоря Скляра, — веселого и молодого Жорку Витьковского из-за его же собственной неосторожности, когда он, как ему показалось, нашел там своего товарища, и кричит в кусты:

— Скляр! Это ты? – а в ответ из-за кустов:

— Я!

— Скляр, я иду!

Жорка оказывается на открытой лесной площадке, и немец его в упор расстреливает…

Фильм очень цельный получился, очень характерный.

на площадке дзен статья набрала 1958 прочитываний


Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *