«Батальоны просят огня». Фильмы нашего детства. Часть 6

Этот фильм прямо родом из лично моего детства в прямом временном промежутке, — первый раз я посмотрел его в 1988 году. Вы скажете, что фильм совсем не детский. Я не знаю во что сейчас играют дети, но мы тогда играли в войну по полной программе и «оружия» — игрушек у меня лично было не мало, — три пистолета, два автомата, ножей штук пять, три гранаты, а один из пистолетов был на батарейках, издавал звук стрельбы – по тем временам это было очень круто. Так что я, как ребенок, был морально вполне готов к просмотру фильма; а тогда, когда я его посмотрел, я понял, что это мой самый любимый фильм про войну надолго вперед. Так оно и оказалось, в конце концов, ибо лучше фильмов на военную тему я не видел.

Чем мне он запомнился так, что я его после этого пересматривал неоднократно вплоть до 2000 года, а не столь давно посмотрел по интернету последнюю серию фильма? Основные черты фильма в следующем:

— крайне реалистично показаны сами военные действия; не с точки зрения «ужасов войны», «каплей крови» и пр. современными трюками, а именно по боевым операциям, — все четко и выверено и близко к реальности;

— характеры героев показаны ярко и глубоко, и зрителю видно то, насколько все люди разные и как по-разному реагируют на события в военных, экстремальных условиях;

— показано общее психологическое состояние всего общества, принимающего прямое военное столкновение с противником; показано, как командиры переживают и сомневаются в том, верные ли они принимают решения, ведь нужно не только победить, но и сохранить как можно больше жизней своих бойцов;

— актерский состав в фильме подобран очень удачно; кого тут только нет из великих актеров позднего кинематографа СССР:

Николай Караченцов, Олег Ефремов, Александр Збруев, Игорь Скляр, Александр Галибин (на тот момент – 1985 год) еще совсем молодой актер; Александр Панкратов-Чёрный, Геннадий Фролов, который прожил очень долгую и плодотворную жизнь и умер только в этом году, — тут он играет очень умного и взвешенно принимающего решения командира, и мн.др.

Но главное в фильме – это тот самый момент, который возможен только на войне. Два батальона из-за изменений в структуре общей воинской операции превращаются из тех, кто должен начать операцию, вызвав весь огонь на себя с целью привлечения основных сил немцев, в действительности становится лишь отвлекающей военной группировкой, а потому никакой помощи этим двум батальонам ждать не приходится, и они должны держаться как можно дольше… А это значит что? А значит, что мало кто сможет выжить из них, ведь против всего двух батальонов брошена целая немецкая дивизия.

Больше всего в этом фильм нравится, конечно, капитан Ермаков, которого играет Збруев и играет великолепно. Чем он так привлекателен, как персонаж военной истории? Он умен, он человечен, смел и даже дерзок, а главное – он оптимист по своему содержанию в отличие от многих других героев в этом фильме, особенно в отличие от вечно грустного героя Галибина – лейтенанта Кондратьева.

И на всю жизнь запомнилась из этого фильма одна из последних сцен в нем. Когда убивают героя Игоря Скляра, — веселого и молодого Жорку Витьковского из-за его же собственной неосторожности, когда он, как ему показалось, нашел там своего товарища, и кричит в кусты:

— Скляр! Это ты? – а в ответ из-за кустов:

— Я!

— Скляр, я иду!

Жорка оказывается на открытой лесной площадке, и немец его в упор расстреливает…

Фильм очень цельный получился, очень характерный.

на площадке дзен статья набрала 1958 прочитываний


Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.