Евгений Евстигнеев. Глыба нашего кино.

Начиная статью о Евгении Сергеевиче Евстигнееве, я, прямо вам признаюсь, не могу назвать ни один фильм с его участием, в котором он не смог бы сыграть воистину гениально. А ведь фильмов с участием Евстигнеева я смотрел очень немало. Ну, вот нет ни в одном фильме с его участием ни одной роли, которая не могла бы запомниться в той или иной степени, — это просто волшебство актёрского таланта какое-то! Редкое мастерство.

Евгений Евстигнеев родился в 1926 году, очень давно. Умер в 1992 году, когда Перестройка только началась в России, а потому его можно назвать чисто советским актером.

Тем не менее звание Народного артиста СССР Евгений Евстигнеев получил только в 1973 году, то есть высшее звание за заслуги в области театра и кино он получил только на 57 году жизни, что говорит о том, что советская система была если не слепа, то весьма близорука, если столь поздно по серьёзному смогла оценить его талант, что не делает ей чести.

И вот знаете, действительно, во всех ролях Евстигнеева проскальзывает нечто такое, что очень отличает его от других актёров и современности, и его эпохи. Долгое время размышлял над тем, что же это такое не очень естественное, но заманчивое, а потом вдруг понял – его принадлежность к джазовой музыке, не какой-то там еще, а именно джазовой, то есть наиболее свободному музыкальному стилю.

Дело в том, что Евстигнеев еще в период его работы на заводе слесарем в течение 4-х лет участвовал в музыкальных кружках, где играл именно в стиле на тот момент модного музыкального направления – джаз, и при этом играл на разных инструментах: и на рояле, и на гитаре, и на вилках… что говорит о его внутренне данном музыкальном таланте…

А потом, видя то, как он прекрасно играет на сцене, его стали продвигать вперед, видя в нем не столько музыканта на сцене, сколько актера… И он поступил в 1946 году в Горьковское театральное училище, где и с отличием проучился до 1951 года. Но это было лишь начало учебы…

Рыдомысленскому – самому ректору Школы-студии при МХАТ в Москве молодой Евстигнеев настолько понравился, что он взял его к себе сразу на второй курс, где будущий великий актер и проучился до 1956 года, и в том же году сразу же попал во МХАТ, но уже через год он по распределению оказался в театре «Современник», где и проработал долгие годы…

Но вот что самое интересное в отношении Евстигнеева, — он тот редкий актер, который прославился не в сфере кино или не благодаря сфере кино, а именно как театральный актер, когда в еще совсем молодом возрасте – в 1960 году бесподобно сыграл роль Короля в спектакле «Голый король», и сыграл так, что стал известным на весь СССР.

Первый фильм, который я посмотрел с участием Евгения Сергеевича, это, разумеется, фильм «Место встречи изменить нельзя», где он великолепно сыграл «вора в законе» Ручечника; думаю, что эту роль его знают все в России, от мала до велика.

Но он мне нравится гораздо больше в очень старом фильме, но тем не менее классическом и очень запоминающимся, в комедии 1965 года «Добро пожаловать или Построенным вход запрещен», где он сыграл роль вроде и строгого, но при этом доброго начальника пионерского лагеря, который еле-еле успевал следить за порядком… Сколько я смелся, когда смотрел этот фильм – сказать очень тяжело, устанешь считать.

А его роль профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце»? Я даже не знаю, как можно охарактеризовать эту роль, просто нет слов, поскольку так точно сыграть интеллигента предреволюционного и революционного периода в истории России – не знаю ещё кому, помимо Евстигнеева это бы удалось так точно.

Теперь актеров такого уровня нет уже, пожалуй…

на площадке дзен статья набрала 5 181 прочтение

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *