Особый киножурнал. История появления этого кинопродукта

Прежде чем начать статью о киножурнале «Ералаш», хотел бы сразу у вас спросить, — есть ли ему аналогичные киножурналы за границей или это чисто наше ноу-хау, потому что как раз об исключительности такого преподнесения информации я и хочу поговорить в этой статье.
Во-первых, сразу скажу, что самим фактом появления этого явления в нашей киноиндустрии мы обязаны всего одному человеку – режиссёру Алле Суриковой, которая нам известна по такому фильму, как «Человек с бульвара Капуцинов», о котором я тут написал больше всего статей, ибо гениальнее комедии я не знаю.

Но вопрос в том, КАК ЕЙ ПРИШЛА В ГОЛОВУ вообще эта идея? Точно я не могу сказать, но дело в том, что она такой режиссер, которая думала не только о взрослом зрителе, но и о детском тоже. А в то время (это 1972 год) и уже давно в Союзе выходил киножурнал «Фитиль», о котором уже никто и не помнит, а зря – очень сатирический киножурнал был, высмеивал все пороки того общества.

И Сурикова написал на самый верх – в ЦК КПСС о том, что вовсе не плохо было бы и для детского зрителя создавать такой же сатирический киножурнал, который можно было бы назвать помягче, но аналогично – «фитилек». Так что «Ералаш» изначально хотели назвать «фитильком», но там – на самом верху власти посчитали, что название неподходящее. И к названию «ералаш» пришли далеко не сразу.
А что это за слово такое вообще – ералаш? А это значит бедлам, беспорядок, смешение всего со всем. А что, по-моему, получилось название точное для детей. У них никогда порядка нет. И уж всяко точнее «фитилька».

Создание киножурнала партия и министерство культуры СССР поручило двум людям – Александру Хмелику и Борису Грачевскому, — на тот момент оба они уже были хорошо зарекомендовавшими себя профессионалами в области кино. Хмелик был тот киносценарист, которому партия доверяла, а Грачевский, которому на тот момент было всего 25 лет, он не столь давно окончил обучение по профилю «организация кинопроизводства», был хорошим знакомым Хмелика, а потому партия не стала возражать, и, как оказалось, не зря – киножурнал получился именно таким веселым и озорным, как и планировалось.

Сюжеты «Ералаша» — это незамысловатые и короткие истории из жизни детей школьного возраста, где показываются ситуации, близкие к абсурдным, лишенным логики цепи поступков, которые приводят в конечном итоге к смешному результату или же просто преувеличенные по своему значению явления, которые, если их рассмотреть близко и скрупулёзно, действительно покажутся смешными.

Ну вот два моих самых любимых примера – первый показывает абсурдность ситуации, хотя вроде она как и чисто бытовая:

А второй пример показывает нам совсем обычное явление, но если его рассмотреть совсем близко, то она кажется смешнее некуда:

Ералаш продолжает жить до сих пор и радовать нас все новыми и новыми выпускать, таким образом он живет уже больше чем я, даже перестройка, реформы и прочие социальные потрясения в жизни страны не смогли его сломить. А Борис Грачевский связал с ним вообще всю свою жизнь, он так и не смог найти себя ни в чем ином, хотя и не жалеет об этом.

Я, если честно, не могу сообщить точное количество выпусков, которые смотрел по Ералашу, потому что я смотрю его с детства, и он мне нравится до сих пор, хотя те выпуски, которые выходят где-то с 2000-ого года – я не все их понимаю, не везде чувствую юмор – то ли дети пошли другие, то ли режиссура стала «хромать», то ли я просто стал старее… Не знаю. Но знаю, что это явление в нашем кино – оно гениальное, и огромная благодарность Суриковой за эту идею и доведения ее до воплощения в жизнь, но куда как большая благодарность ей за фильм «Человек с бульвара Капуцинов».

На площадке дзен статья набрала всего 110 прочтений

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *