Песня о двух совершенно разных путях, которые каждый из нас волен выбрать для себя каждую минуту жизни

Все мы с вами существуем в определенном темпе жизни, — не только в темпе познания бытия вокруг нас, но и в темпе просто всех сиюминутных и качественных преобразований вокруг нас, и такой темп (в поэзии – это ритм) нам кажется чем-то естественным и обыкновенным. Мы не можем выбраться на другую «волну» восприятия бытия и постижения окружающей нас сущности вещей. Этот темп жизни мы и считаем нашей настоящей жизнью, которая кажется нам вполне естественной и обыкновенной. Но все дело в том, что темп этот обусловлен не чем-то извне, а нашей собственной внутренней ментальностью. Скорость и ритмика нашего темпа не может быть априори ограничена и сформулирована никем из внешнего мира – мы формируем их самостоятельно.

В той песне, а это слишком известная песня для того, чтобы ее рекламировать среди нашего народа, говорится о том, что наша собственная ментальность, природа ее, может быть нами превзойдена в том случае, если мы сами этого захотим на чисто духовном плане уже здесь и сейчас, — это очень важный момент в песне. В песне рассматриваются как раз две природы нашего бытия – как антагонисты – привычный нам путь осознания миров и путь быстрого и революционного осознания мира (в буддизме он называется «мгновенным озарением» и тоже имеет право на бытие).

Я говорю вам сейчас о песне Высоцкого «Вершины». Жизнь каждого человека в общем-то и если уж так «по-честноку», как говорят в народе, это простая математическая последовательность определённых процессов – многие связывают ее с такой распространённой в народе формуле: «работа – дом – работа», но… Ограничивается ли такой формулой наше бытие? Да, если… Если мы не видим параллельного из возможных путей, по которому пойти может каждый, если он… Что он? Если он осознает то, что выбрать более сложный путь – автоматически означает выбрать путь и более краткий. Почему более краткий? Потому, что в случае преодоления такого пути со всеми его препятствиями, ты получаешь опыт (и информацию – соответственно) в разы больше того объёма, который тебе может предоставить твой обычный ритм жизни…

Именно об этом поет Высоцкий в своей песне «Вершины», хотя многие связывают его песню только с физическим явлением в мире – таким явлением, которое мы называем «скалолазанием». Вовсе нет! Это только образность, благодаря которой Высоцкий попытался донести до нас всех информацию куда как более высокого уровня…

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной.
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь.
Опасный как военная тропа.»

Казалось бы, уже в первых строках песни говорится об обычном явлении в горах, которое выражается в таких словах, как «камнепад», «лавины», «обрывы», но если смотреть глубоко, то мы видим – это совсем иной уровень бытия сущностей – рваный, непредсказуемый, несовершенный, опасный и потому — странный… Такой уровень бытия, где отсутствует элементарная логика и возможность прогнозирования будущего. Но присутствует при этом нечто совсем иное, куда как более важное, и именно это «иное» и дает нам опыта многократно больше, чем в нашем обычном ритме жизни. Что же это?

«Кто здесь не бывал, кто не рисковал —
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.»

Все! Абсолютно все, что мы с вами приобрели с помощью нашего обычного ритма жизни – все это крайне слабо в сравнении с той грудой информационных потоков, какими мы наполняемся тогда, когда наше бытие становится рваным и совершенно непредсказуемым. Тут уже на первый план выходят такие понятия, а точнее осознание ценности таких понятий, как «мгновение», «сила дружбы», «способность к пожертвованию» во всех этих новых для тебя условиях, в которых ты осознаешь то, насколько ты слаб и не подготовлен, насколько ты зависим от обстоятельств и то, насколько в тебе много больше силы и целеустремлённости, чем тебе казалось ранее, — в тех условиях, когда ты жил «на равнине»; при этом само слово «равнина» самому тебе кажется ТЕПЕРЬ бранным словом…

И при этом, что самое удивительное, в параллельной реальности, в которой ты по своему скудоумию или смелости теперь оказался, нет таких понятий, как иерархия геройства… Почему? Да банально по одной простой причине – в такой реальности все по определению являются героями в той или иной степени, а потому ты становишься там одним из героев, не больше многих, но и не меньше, о чем и говорит Высоцкий в следующих строках к песне:

«И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.»

П.С. При этом, что самое удивительное, ты уже не понимаешь того, как ты мог вообще иметь бытие, находясь на «равнине», оно теперь кажется тебе слишком обычным и не интересным, где проявить себя теперь тебе нет никакой возможности. Ты уже преодолел себя, выбрав путь совсем иной – путь непредсказуемых опасностей и полной неопределённости будущего…

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *