Уютная песня, которая говорит одновременно и о параллельных мирах и об иллюзорности реального мира

Вы не замечали, что мы живём в каком-то постоянном потоке превращений, изменений, круговороте, — всегда что-то новое, ранее неизведанное, и это новое происходит постоянно, ему нет конца. Как там у Шекли сказано:

«События могут сменять друг друга быстро (это удобно), медленно (это приятно) или вообще не меняться (это противно).»

В рассматриваемой в этой статье песне события меняют друг друга медленно и плавно (и это действительно приятно), но ход повествования песни указывает нам на некое осознание иллюзорности всего, что мы тут воспринимаем за действительность, — Александру Васильеву удалось передать это настроение в высшей степени точно. И получается, что песня – это отдых, в ней чувствуется ощущение отдыха от всего того, что мы считаем незыблемым и очень серьёзным в повседневной нашей действительности; и главное – он ведь ни в чем в песне нам не солгал, он просто так сумел ее построить, что когда ее слушаешь, то понимаешь и в самом деле то, насколько мы погружены в мир, в который и погружаться то не стоит, ибо за этим миром есть, точнее при прослушивании этой песни появляется такое ощущение, что есть еще один мир, и вот тот мир, как раз, и есть реальный…

Музыка. Музыкальное сопровождение в этой песне тоже очень важно. Оно очень уютное, даже не спокойное – а именно уютное, — это качество больше, чем просто спокойное. Уют и покой – вещи разные, согласитесь, и уют всегда куда как важнее покоя, он как предпосылка или предопределение для того, чтобы в душе возник покой, спокойствие духа. В неуютной обстановке куда как сложнее ощущать себе спокойно, верно же? Да, но что такое тогда уют? Может быть это гармоничное соотношение внешнего с внутренним внутри человека и вокруг него?

И начинается то песня тоже с такого повествования, которое говорит нам не о серьезном, а об игре, — в данном случае о игре в шахматы: игра то вообще-то для умных и серьёзных людей, но как бы к ней не относились – а ведь это все-таки только игра? При всем к ней уважении. Так тогда получается еще интереснее! Показать через серьезную игру всю нереальность и не серьёзность происходящего:

«Едва-едва, проснулся
Е2-Е4 – сделал ход
Осталось дописать строку…»

Я, как поэт, прекрасно понимаю тут начало повествования у Васильева. Он зацепился за слова «Едва-едва», которые говорят о том, что он в состоянии неуверенности, — больше скажу – неопределённости, двусмысленное состояние и именно в таком состоянии он решил продолжить то повествование, какое и создало песню. Каков корень, таково и все растение. И так оно у него в превосходной степени и получилось – перечислением всех событий, какие могли или могут произойти в таком состоянии неопределенности…

И вот мы наблюдаем неопределённость и эту неопределенность подчеркиваем реальным явлением: «я проснулся» … Переход видим из одного мира (сна) в другую реальность – в мир яви… А далее работает уже наш проснувшийся, осознавший все (якобы) разум и мы… находим ключи в разуму – игру в шахматы в сроке: «Е2-Е4» … Игра в шахматы – это что? Это царство безупречной логики, которая должна работать, но работать только в мире, где есть полная определенность, а в этой песне одна сплошная иллюзорность… И потому шахматы тут не работают, тут они выглядят не только противоестественно, но и смешно даже… И вот эта ироничность автора дает дополнительную «изюминку» волшебству песни.

А потом начинается самое интересное в песне! Первая часть последующего за вступлением повествования явно касается реального героя песни, ибо там перечисляются именно те каждодневные (или почти каждодневные) явления и метаморфозы, которые с ним происходят в до банальности знакомом мире… И он все их перечислят, причем вообще без эмоцией, хотя тогда, когда он их испытывает (эти метаморфозы) он в них живет – и это реально серьёзные шахматы, полностью погружаешься в серьезность этой каждодневной реальности, но при этом когда он все эти метаморфозы перечисляет, то явно видно, что он становится над ними и смотрит на себя самого со стороны… Он возвышается над самим собой… Тут так же присутствует даже некая ирония… по неизбежности того процесса, когда ты смотришь на себя со стороны…

А дальше? А вот дальше идет повествование не о его каждодневных явлениях, дальше герой песни идет в мир многообразных и непознанных им пока явлений, в котором так же ощущается иллюзорность во всех его процессах, — и тут без остановки и без знаков препинания перечисляются все возможные явления и процессы, которые, казалось бы, никак не связаны между собой, что ещё больше погружает нас в состояние понимания иллюзорности всего происходящего в целом…
Таким образом мы видим, что песня получилась весьма концептуальной и цельной… В ней получилось отхватить все бытие… Зеркало. Нам показали просто зеркало.

Видеоряд к песне (по-моему удачный):

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *