Артиста, у которого за плечами был бы столь богатый жизненный опыт и настолько неординарное видение мира представить себе достаточно сложно не только из когорты современных артистов, но и вообще – за всю историю кинематографа. Сказать, что Юрий Никулин был артистом великим, это, как-то, на мой взгляд, недостаточно. Он был не только артистом с большой буквы этого слова, но еще и великим человеком. А в наше время — это особенно ценно, поскольку особенно редко.
Начать повествование о Никулине надо вовсе не из его детства, которое прошло под полным влиянием отца – Владимира Андреевича, который еще в 1920-е годы организовал свой собственный передвижной театр – цирк (во времена НЭПа). Собственно, именно от отца Юрию Никулину досталось стойкое желание стать артистом, — именно артистом, а вовсе не клоуном.
Но в ноябре 1939 года молодой Никулин был призван в ряды Красной Армии. В зенитные войска, куда попасть по тем временам было тоже не легко, — это были элитные войска. Наряду с войсками связи и разведподразделениями.
Еще даже не началась Великая Отечественная Война, а Никулин уже получил, пусть и не большой, но первый военный опыт, когда стоял на страже наших воздушных границ под Ленинградом… рядом с Сестрорецком. Таким образом, он, хотя и не в полной мере, но участвовал в советско-финской войне, которая позволила отодвинуть границы Союза от Сестрорецка, где тогда и проходила граница) до Выборга и чуть далее.
Но совсем не долгим было его «веселое и беззаботное» время в армии. 13 марта 1940 года война закончилась, но… расслабляться было рано, ведь тогда призванные в армию люди служили по три года. То есть в ноябре 1942 года Юрий Никулин вполне бы мог быть демобилизован. Никто ж не думал тогда – в марте 1940 года, что война (только что честно выигранная) может начаться с новой силой и с куда большей силой, — Никулин же – не Сталин, чтобы думать об этом… Тем более ему тогда было всего 20 лет… Молокососос еще.
Но этот «молокосос» за то уже в июле 1941 года отражал атаки вражеской авиации, и не понарошку, в полную боевую силу, поскольку их зенитный полк как стоял под Сестрорецком, так и продолжал стоять вплоть до 22 июня 1941 года. Многие тогда в Советском Союзе еще не знали, что такое «война» на самом деле, а Никулин уже воевал… Первый налет вражеской авиации на Ленинград состоялся уже 23 июня 1941 года, но по-настоящему война в воздухе началась с сентября 1941 года…
И Юрий Никулин состоял тогда в одном из шести зенитно-артиллерийских полков под номером 115… на самом северо-западе Ленинграда, который, как раз, и принял на себя основной улар немцев в первые дни войны, — как раз с Финлядской границы…
А далее? А далее он видел своими собственными глазами в том числе и блокаду Ленинграда, воспоминания о которой описывал такими словами:
«Трамваи застыли. Дома покрыты снегом с наледью. Стены все в потеках. В городе не работали канализация и водопровод. Всюду огромные сугробы. Между ними маленькие тропинки. По ним медленно, инстинктивно экономя движения, ходят люди. Все согнуты, сгорблены, многие от голода шатаются. Некоторые с трудом тащат санки с водой, дровами. Порой на санках везли трупы, завернутые в простыни».
Но ему повезло. После контузии его перевели в 72-й зенитный дивизион под Колпино, то есть с северо-запада Ленинграда на его южные рубежи. И всю войну он прослужил, оставив армию в Прибалтике, и не в 1945-м, а только в мае 1946 года, поскольку в те времена тоже была определенная «неразбириха и хаос» и многим, кто желал демобилизоваться, приходилось ожидать своей очереди… Поток, сами ж понимаете.
Никулин всю свою жизнь хотел быть именно актером, но стать им не смог, — он стал именно циркачом, то есть актером цирка. Если бы не кинематограф, который поднял его на самые вершины популярности. И случилось это тоже образом не совсем простым.
Дело в том, что как говорят в народе: «война войной, а обед по расписанию», ведь и на войне люди хотят жить и смеяться; Никулин учувствовал и во время войны в нескольких театральных кружках и его солдаты — зрители всегда принимали «на ура», потому что ему особенно удавались комические образы. А на войне – смех – редкость, а значит и ценность.
Тем смешнее выглядит тот момент в его жизни, когда его «забраковали» как при поступлении во ВГИК, так и при поступлении в ГИТИС… Сообщили ему, что его фактура не очень походит для кинематографа, то есть его лицо не походит для кино ТОГО ВРЕМЕНИ, что полностью соответствовало реальности. Дело в том, что его лицо большинству внушало смех, а не уважение и желание стать таким, как он, то есть героем. Такое время было тогда. Нужны были герои, на которых можно равняться, а не какие-то там клоуны.
Поэтому что? Правильна! Он пошел в клоуны, очень легко поступив в отделение клоунады в Московском государственном цирке на Цветном бульваре, где и зарекомендовал себя в качестве вполне перспективного артиста цирковой культуры.
И в дальнейшем, Никулин, на протяжении более 50 лет, свою жизнь связывал именно с цирком. А вовсе не с кинематографом, в который попал совершенно случайно, но за то для всех нас на всю свою жизнь.
При этом, я прощу обратить ваше внимание на то, что он и в кино, как артист, зарекомендовал себя с самой высшей точки творческого мастерства: он снялся и во многих кинокартинах комедийного жанра, и в нескольких фильмах драматического жанра, — особенно сильное впечатление на меня лично произвела его роль в фильме «Они сражались за Родину», что, впрочем, не может вызывать удивления, если знать о том, что он сам в реальной жизни через все это прошёл…
на площадке дзен статья набрала 296 прочтений
Все фото из открытых источников
Личная помощь на развитие сайта:
Сбербанк: 5336 6902 6444 1223
Юmoney (кошелек): 410019267247669
ЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ САЙТУ, ЕСЛИ ХОТИТЕ 2 СТАТЬИ ИЛИ ВИДЕО В ДЕНЬ
ЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ САЙТУ, ЕСЛИ ХОТИТЕ 3-4 СТАТЬИ ИЛИ ВИДЕО В ДЕНЬ
Так же нужны мужские и женские голоса для озвучки визуализаций. Те, кто готов попробовать свои силы в этом нелегком деле (опыт работы с другими людьми уже есть), присылайте с вашими контактами аудиофайл с голосом на почту (длительностью не менее 1 минуты). Адрес почты в «шапке» сайта. Возможно, он подойдет.