Эльдар Рязанов — поэт, ставший по странной иронии судьбы, известным режиссером

Когда начинаешь писать о таком режиссере, как Эльдар Рязанов, то прекрасно осознаешь факт того, что Рязанов – за последние лет 50 в России, скорее всего, является самым известным режиссёром, фильмы которого любят все или почти все, и о которых особенно и не спорят, а просто их любят и смотрят все снова и снова. Почему? Да потому, что Рязанов от природы гениальный режиссер фильмов жанра «комедия». В этом плане его, пожалуй, можно сравнить только с Гайдаем, но и то… не совсем верное будет сравнение, поскольку фильмы-комедии Гайдая – это просто комедии, а у Рязанова – это ЛИРИЧЕСКИЕ КОМЕДИИ.

А почему так у него получается, почему он такой единственный в своем роде, почему никто не может снимать такие тонкие и в то же самое время такие действительно жизненно-веселые комедии, в которых чувствуется вся гамма внутренних переживаний его персонажей? А ответ то очень прост, он буквально на поверхности – Эльдар Рязанов прежде всего поэт и сам любитель поэзии, причем с юных лет, с самых юных лет. Многие из нас любят стихи, но кто из нас любит стихи так, как их любил Рязанов? Ну, из тех, кто эту статью прочитает, таких человек 10 наберется, да и то… не факт. Да даже я, хотя и считаю себя поэтом и написал более 700 стихотворных произведений, даже я не такой уж любитель поэзии, как Эльдар Рязанов. Даже сам Высоцкий не мог бы похвастаться столь глубокой любовью к поэзии, как Рязанов и, между прочим, Высоцкий ему об этом говорил при жизни.

Более того, сам Рязанов говорил об этом так, и в этом весь Рязанов – отсюда совершенно отчетливо становится ясно – почему он столь мощно ненавидел тов. Сталина и все его время правления, и вовсе не только из-за судьбы своего отца:

«Читатель уже знает, что в 1969 году я намеревался снять фильм по знаменитой пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак». И прицелился снимать в главной роли Евгения Евтушенко. И вот в это самое время был я на премьере в театре, сейчас уж не припомню в каком. Мы были с женой, и вдруг я увидел, что впереди сидят Владимир Высоцкий и Марина Влади. Володя перегнулся, поздоровался. Вообще у нас как-то принято (ну, я был, правда, и постарше), что режиссерам артисты говорят «вы», а те говорят актерам «ты». Володя обратился ко мне: «Эльдар Александрович, это правда, что вы собираетесь ставить „Сирано де Бержерака?“» Я отвечаю: «Правда». «Вы знаете, мне очень бы хотелось попробоваться», — сказал Володя. Думаю, ему было сказать это не просто. У нас не принято, чтобы артисты просились на роли, и он, обращаясь ко мне, конечно, наступил на собственное чувство гордости. И тут я совершил невероятную бестактность. Я сказал: «Понимаете, Володя, я не хочу снимать в этой роли актера, мне хотелось бы снять поэта…» Я знал, конечно, что Володя сочиняет песни. Правда, он мне был известен, да тогда не только мне, по песням блатным, жаргонным, «лагерным», уличным, в общем, по своим ранним произведениям. Кроме того, ничего не было напечатано, поэтому я ничего не читал. И главное, он еще только подбирался, только приступал к тем произведениям, которые создали ему имя, принесли ему славу, настоящую, крупную, великую. Этим песням еще предстояло родиться в будущем. «Но я же пишу стихи», — сказал Володя, застенчиво улыбнувшись. Я про себя подумал: «Да, конечно. И очень славные песни. Но все-таки это не очень большая поэзия».

Понимаете? Он не воспринимал Высоцкого как поэта – для него Высоцкий был просто очередным актером, не более того, — таким же, как и все остальные. Он хотел снять в главной роли настоящего поэта – Евгения Евтушенко, но не получилось – партия сказала «нет». И фильм не состоялся, и это еще одна причина того, почему Рязанов всегда резко выступал против «партийного» прошлого страны.

Понимаете, какое дело? Я лично Рязанову все могу простить. Вообще все. И это такой единственный человек из всей киношной среды. А почему? Да потому что сам поэт! Хотя нет, еще Филатов! Одно дело иметь дело с актерами – это еще полбеды, и совсем иное дело – иметь отношения с поэтами. Беллу Ахмадулину только за одну ее строку: «И стайкою наискосок уходят запахи и звуки» … он боготворил. Все! Это конец. Это такой уровень, до которого нет возможности доползти (по мнению Эльдара Рязанова) ни одному актеру никогда в жизни…

Это совсем другой режиссер! Эта статья совсем о ином типе режиссера, который совершенно редкий среди современных (да и прошлых тоже) режиссеров. Это тот режиссер, который боготворил не актёров, а поэтов – это совсем иной уровень понимания мира и сознания. Абсолютно другой.
Поэтому я и утверждаю, что Рязанов – это прежде всего поэт, а потом уже режиссёр. Это мы все с вами знаем его как великого режиссера комедийного жанра, но на самом деле он никогда не был режиссером, он всегда хотел быть поэтом; и хорошая новость в том, что у него изданы четыре его книги стихов, что не мало, в которых он часто мне видится на уровне такого поэта как Николай Доризо, — что-то есть у них похожее по уровню ироничности восприятия внешнего мира… тем более что они почти одногодки. Только Доризо чуть-чуть помоложе…

На площадке дзен статья набрала 379 прочтений

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *