Почему Цой гораздо сложнее и загадочнее, чем Высоцкий?

Сразу скажу, — я люблю и слушаю (практически с одного 1992 года) и Цоя и Высоцкого, и они оба на протяжении всей жизни не могут никак мне надоесть, поскольку все время в их песнях для себя (для души) находишь что-то новое, то, о чем еще не думал. Но при этом все-таки Цой всегда и до сих пор представлялся мне куда как большей загадкой, чем Высоцкий, поскольку творчество Цоя всегда казалось мне значительно более сложным. И вот этот момент я и хотел бы прояснить в этой статье.

Статья, честно скажу, зрела у меня давно, очень давно, но сегодня еще раз посмотрел документальный фильм о Высоцком, вспомнил Цоя и решил, что пора бы уже написать свои мысли о двух этих действительно великих музыкантах.

Да, знаю, что найдутся те из вас, кто скажут мне, что музыка как Высоцкого, так и Цоя – очень простая, а потому назвать их великими музыкантами – это преувеличение. Но я не про саму музыку, а про то, насколько сильно их творчество влияло на современников, и до сих пор влияет на всех нас.

Станислав Говорухин совершенно верно говорит о Высоцком о его главном таланте: «он умел чутко слушать». Это основной талант Высоцкого – уметь слушать собеседника и вникать в его повествование. Так же Высоцкий имел феноменальную память и запоминал все до мельчайших подробностей, но при этом он умел находить такие слова и словосочетания в своих песнях, словно то, что он пережил, когда слушал рассказы очевидцев тех или иных событий (к примеру – фронтовиков), он пережил все это лично вместе с ними – самими участниками событий, то есть его душа воспринимала все буквально, — как пример — та же песня «Это он не вернулся из боя» …

https://music.yandex.ru/album/2374340/track/20792074

А вот с Цоем совсем иная история. Цой ведь был обычным питерским парнем, он не обладал никаким высшим образованием, не встречался ни с какими мастерами словесности, не столь много было у него разноплановых друзей в жизни, умеющих хорошо и красиво рассказывать, — но при этом тексты его песен таковы (хотя они и простые), что просто диву даешься – откуда он брал все эти образы.
Как пример могу привести песню «Группа крови»:

«Мягкое кресло, клетчатый плед,
Не нажатый вовремя курок.
Солнечный день — в ослепительных снах…»

Меня эта песня всегда поражала (и под ее воздействием я сам написал несколько стихов) МАСШТАБОМ картинки.

https://music.yandex.ru/album/10100/track/38634621

Мне, когда я ее слушаю, всегда представляется одно и то же. Ночь. Одинокий дом. Человек, накрытый пледом в кресле качалке, смотрящий в чистое – все в звездах (которые очень близко) небо. Полное безветрие. Абсолютная тишина. Даже ветки деревьев вдалеке не качаются. И вот этот человек смотрит на звезды и… полная гармония человека со всем огромным космосом.

Вопрос. Откуда Цой брал такие картинки, как он мог их видеть, а главное как он передавал все это своей действительно простой музыкой?! И ведь таких песен – не одна, не две – их очень много. Высоцкий восхищает тем, что у него довольно богатый словарный запас, но не Цой – Цой восхищает совсем иным – глубиной тех картинок в своих песнях, которые он нам предоставляет. Кстати, он очень хорошо умел рисовать с рождения – это было уже дано ему свыше. Та же песня «Песня без слов» — она еще одна грань творчества Цоя – это чисто философская песня. Очень глубокая. А самое главное – тогда ведь не было никакого интернета, более того общество было чисто атеистическим. И тем не менее он «вырывался на публику» с такой явно неатеистической мировоззренческой информацией. То есть она уже от рождения была в нем, и он просто передавал нам ее посредством песен. Он не был ретранслятором, как Высоцкий, — он был прямым транслятором – вот в чем основная между нами разница.

Видите эту газетную вырезку? Она взята из моего личного архива. Я не помню (честно) какой именно это год. Вроде бы то ли 1994, то ли 1995. Бумага уже пожелтела, — я уже года три не доставал ее. В ней говорится о том, что Цой – пророк, говорится тенденциозно и с полной уверенностью. Оказывается, сейчас уже в век интернета вышла целая книга автора из этой газетной вырезки. Она так и называется «По следам пророка». Можете полюбопытствовать. Я сам не читал, но думаю, что будет интересно.

Но дело не в этом. Дело в том, что эта вырезка давно хранится в моем личном архиве в том отсеке, где наиболее значимые для меня предметы и информация.

Я сам, конечно, сейчас не соглашусь, что Цой был пророком, но у него была та информация, которой в те времена обладали не многие, и тем более не многие из тех, кто столь массово имели возможность передавать ее людям, — в данном случае в виде песен. Именно поэтому Цой для меня куда как загадочнее и сложнее, чем Владимир Высоцкий.

На площадке дзен статья набрала 19 514 прочтений

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *