«Москва слезам не верит» как фильм, в котором нет ничего лишнего

Начну с того, что этот фильм, наряду с фильмом «Служебный роман», является одним из моих самых любимых фильмов из классики советского кино. Помните, как там обычно говорится: «жизнь прожить – не поле перейти». Фильм то ведь именно об этом. И мне очень жаль, что меня читают в основном люди от 30 лет… А надо бы, чтобы эту статью прочитало как можно больше людей до 30 лет. Почему? Потому, что в ней речь пойдет о таком фильме, который является одним из наиболее жизненных, реалистичных и смыслополагающих фильмов вообще за все время кинематографа, и не только в России.

Оскар, который получил этот фильм, тут совсем не при чем, американцы раздают свои награды по иным причинам. Тут важно другое. Меньшову, как режиссеру фильма, удалось в одном стандартном (по времени) кинофильме передать всю смысловую нагрузку жизни обычного человека. Показать всю жизнь обычного человека. Уже только одно это заслуживает по меньшей мере внимания и уважения, ведь в основном фильмы создаются таким образом, что в них удается «захватить» лишь некие эпизоды из жизни людей, в которых на те времена, которые предшествовали появлению таких эпизодов, режиссер либо не распространяет свое внимание, либо говорит о них довольно поверхностно… Таких фильмом много, — да все, практически.

В этом фильме совсем другое. Тут режиссеру нужно было суметь передать всю жизнь человека в киноленте за 150 минут… Это еще ведь умудриться нужно! По мне так это вообще практически невозможно! Представьте себе только на минуту, если вам за 45 лет… И вот режиссер умудрятся рассказать о вас, о всей вашей жизни за 150 минут… причем рассказать концептуально, более того – гениально… Не понимаю, зачем Лев Толстой писал свой роман «Война и мир», который я не смог прочитать и за месяц…

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 91

Но это только половина подвига режиссёра, а вторая его половина заключается в том, что он смог психологически насыщенно показать все основные вехи в процессе становления (взросления) человека таким образом, что сам фильм не воспринимается нами, как нечто незавершённое и размазанное; напротив – все в нем показано предельно четко и логично.

Третий очень существенный, но уже второстепенный момент гениальности этого кино. Несмотря на то, что основная канва повествования крутится вокруг жизни одного человека, но человек то этот не живет в вакууме, его всю жизнь окружают разные люди… и вот именно слабости и сильные стороны психологии окружающих главного героя людей в фильме НА ЕГО ФОНЕ – НА ФОНЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ФИЛЬМА показаны удивительно точно и правдиво, нет ничего лишнего. Вообще ничего.

Четвертый очень важный и крайне жизненный момент: в повествовании фильма нет ни одного плохого (вредного и злого) человека. Есть люди или странные (как мать первого мужчины главной героини), или довольно несчастные (как спившийся муж подруги главной героини), или просто безвольные (как первый мужчина главной героини), но при этом нет никого из них, кто был бы осознанно плохим и вредным.

Есть ли счастливые? Можно ли хоть кого-либо в этом фильме назвать счастливым? Нет! Фильм то крайне жизненный, а потому в нем и счастливых тоже нет, как нет и плохих людей… Вот что самое в нем потрясающее! И это удивительно просто, как Меньшову удалось все так виртуозно расписать, тем более, что в 1979 году он сам еще был довольно молод…

Вы мне, естественно, сразу же возразите, что счастливой стала главная героиня фильма в почти самом его конце, что фильм завершается хэппи эндом и все отлично… ведь сама главная героиня говорила о том, что она стала счастливой? Вы уверены? Разве все на самом деле так? Не слишком ли поверхностно вы поняли этот фильм?

В том то все и дело, что главная героиня никогда не говорила о том, что она счастлива, — так о ней сказала ее подруга (ее играет Муравьева), но сама главная героиня НИ-КОГ-ДА не скажет, что она счастлива. Почему? Ей слишком тяжело сказать об этом. Для нее самой такое понятие как «счастье» нечто такое же потустороннее, как для нас с вами понятия «рая» и «ада»… Она слишком трепетно относиться к этому понятию для того, чтобы произносить его название вслух…

Ну и последнее, о чем хочу сказать. Чему учит фильм? На мой лично взгляд, он учит тому, что в нашей с вами жизни на самом деле нет ничего «лишнего», поскольку все, через что мы должны с вами пойти, все это нам ПОЗАРЕЗ надо, но сами мы это часто не понимаем сразу, понимаем в дальнейшем или вообще до смерти не понимаем. Кому-то из нас нужно пройти через слабости, кому-то в большей степени через предательства, а кому-то и всю жизнь провести в паутине глупости и безволия… для того, чтобы стать Человеком, осознающим свое бытие, осознающим то, что жизнь – явление краткосрочное и данное нам с определенной только для нас целью.

на площадке дзен статья набрала 310 прочтений

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *