Мультфильм «Простоквашино». Не меньше для взрослых, чем и для детей. Почему?

Все мультфильмы серии «Простоквашино» — это те мультфильмы, которые являются по сути мне ровесниками и это так же те мультфильмы, которые на протяжении последних 40 лет и даже сейчас делят планку популярности на самой высоте, — они входят в топ трех наиболее известных и интересных мультфильмов – и не только советского кино, но и вообще кинематографа в России. И это те данные по исследованиям, которые в нашем народе проводились совсем недавно. То ли в 2019, то ли в 2018 году. В чем причина такой бесконечной популярности этих мультфильмов, ведь опрос проводился в большей степени среди взрослого населения, а не только среди детей. Да и знаете что? Я бы сказал – только среди взрослых, поскольку большинству современных детей, судя по их поведению, мультфильм этот не понятен вообще.

Но тут, прежде чем говорить о «Простоквашино» прямо-таки вспоминается другой мультфильм, не русский, относительно молодой – я имею в виду «Зверополис». Дети – мои дети – буквально заставили меня его посмотреть… И им я за это очень благодарен, поскольку мультфильм для взрослых и ТОЛЬКО для взрослых – дети не понимают в нем и 25% всех явлений, какие в нем показаны. Я к чему об этом? Я к тому, что в мультфильме «Простоквашино» — все то же самое, о чем показано и рассказано в мультфильме «Зверополис», — с одной лишь разницей – там самостоятельный Дядя Федор по сути входит во взрослую (полную ответственности) жизнь будучи еще ребенком, и очень неплохо себя в этой новой реальности показывает. Вам не кажется, что современные дети в своем большинстве – это абсолютная противоположность Деде Федору? И не мы ли их такими сами делаем? Беззащитными и хрупкими, не способными на преодоление малейшего препятствия в жизни? Может от того, что воспитание пошло в неправильном русле, детям современности не очень нравится «Простоквашино». Я, заметьте, говорю, о классических мультфильмах «Простоквашино», а не о том новоделе, от которого большинству из нас становится дурно…

Но Дядя Федор – это одно. Совсем иное дело его родители, — и тут многие из вас улыбнулись. Я понимаю, — родители показаны откровенно и прямо, как обычная, средняя – типичная советская семья образца 1980-ого года, где отец – научный работник или академик, а мать – то ли актриса, то ли телеведущая… Типичная, не в плане того, что все были актрисами или академиками – я про план психологии людей в этой семье.

Пишу и смеюсь. Заметьте, уже тогда женщина разруливала все ситуации, — не мужик. Ведь каким показан отец Дяди Фёдора? Он рассудительный, мягкий, спокойный, неторопливый… А мать? Уже с самого начала все с матерью ясно, с первой же сцены встречи с родителями дяди Федора:

— Ну и что, один кот нам не помешает… — уверено и безразлично говорит отец.

— Ну, тебе не помешает, а мне помешает… — уверенно и уже небезразлично парирует мать Дяди Федора.

Уже только в одной этой сцене что мы наблюдаем? Полное безразличие к увлечению ребенка? Да. «Мы» — это они, родители. И только они. Причем так воспринимает слово «мы» именно мать, поскольку отец, думаю, вкладывает в это слово иной смысл – мы – это родители и дети. Далее. Мать во всем ищет что? Выгоду, которую в фильме мягко называют «пользой». И продолжение той же сцены именно об этом – о том, какие женщины были уже в те времена, пока еще СССР был довольно крепок.

Но дальше еще интереснее, — как только спор о пользе перерастает в ссору, мать Дяди Фёдора выдвигает ультиматум:

— Или я, или кот…

— Ну я тебя выбираю, поскольку тебя знаю давно, а этого кота первый раз в жизни вижу…

То есть мы видим? Мы видим, как рушится семья, или я несколько предвзято? Во всяком случае мы видим прогиб мужской половины семьи перед женской половиной при полном ущербе интересов третьей стороны семьи, о которой вообще в этом споре речь даже не идет…
И ведь это только самое начало фильма… Что остаётся делать ребенку, если его интересы никто не защищает? Ему остается искать собственный путь и он уходит из дома…

Можно ли этот мульфильм считать мультфильмом для детей? Можно, поскольку в отличие от абсолютно рассчитанного для взрослой аудитории «Зверополиса» этот мультфильм является мягким, в котором все взрослые стороны жизни сглажены цензурой советского времени, но в целом это все-таки мультфильм для взрослых, а вовсе не для детей.

Поправьте меня, если я в чем-то не прав.

П.С. Вообще, об этом мультфильме можно написать целый ряд статей, и все равно будет мало. Потому то он так и интересен нам всем до сих пор. Нам – взрослым, ибо там в основном показаны все сцены из взрослой жизни, а не из жизни детей, включая сюда и друзей Дяди Федора – Кота Матроскина и собаки Шарика… А про Печкина вообще молчу – это отдельный разговор. Отдельный типаж советского гражданина.

на площадке дзен статья набрала 2 495 прочтений

18.08.2020

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *