Фильм «Афоня» 1975 года. Мой любимый, но очень грустный фильм о нашем обществе

Прежде чем говорить о глубочайшем психологическом фильме советского периода «Афоня», который и не поймешь толком – то ли является он комедийным (вроде как), то ли является очень грустным, нельзя не сказать о его создателе – Георгии Данелия… Это чисто его фильм. И больше ничей. Я уже писал о Данелии, как о нашем «святом» советского кинематографа, и могу только сообщить в этой статье одно дополнительно и относительно этого фильма – в нем скрыта душа Данелии и только его; иным режиссёрам тут делать нечего совершенно, поскольку Михалков – слишком серьезный, Тарковский – еще более серьёзный, а Гайдай хоть и мастер по комедиям, но только по комедиям, — и один только Данелия, благодаря своей чисто лисьей натуре, мог совместить несовместимое для всех остальных – показать комедию в грустном ключе, тем самым соединив два конца одной палки правды жизни. И вот об этом я и предлагаю поговорить.

Фильм «Афоня» очень многогранный, — это просто надо видеть. Тут ведь показано не просто настроение нашего общества 1970-х годов в целом, его негативные и позитивные стороны, — тут показано куда большее – душа обычного советского человека, — очень хорошая душа, но, к сожалению, такая, которой условия существования внутри этого общества не позволяют развиваться гармонично… В этом и состоит сила трагизма фильма.
Если вы внимательно смотрели этот фильм, то вас не покидает одно чувство при его просмотре: общество вокруг сантехника Афанасия вроде как и морально подготовленное и сильное, но этому обществу не хватает напора и уверенности в себе – очень много в этом обществе «внешнего», напускного, — такого, что не позволяет верить в его «порядочность» серьёзному человеку. Вроде как и моральные «установки» в этом обществе знают все или почти все наизусть, но… как только коснись дела и судьбы конкретного человека… что мы наблюдаем? Мы наблюдаем настоящее отсутствии внимания к его судьбе. Это я о том моменте в фильме, когда проступок Афанасия разбирают на собрании. «Нам бы к телевизору побыстрее и к т.д. и к т.п., а он тем временем на наших глазах из рабочего человека в хулигана и в пьяницу превращается» … Так говорит одна из наиболее инициативных гражданок на этом собрании. Но кто ее слышит? Вот в том то и дело, что почти никто… В том числе в эти «никто» входит и председатель этого собрания…

Вообще создаётся такое впечатление (судя по фильму), что Данелия в нем хотел сообщить реальному обществу о возникшей и прогрессирующей дисгармонии между тем «ценным», что у него находилось «на бумаге» и тем «ценным», что реально осталось в головах граждан этого общества. Данелия показал суть этой дисгармонии в легком (комедийном) варианте, но… углубить восприятие этого своего видения общества Данелия смог тогда, когда показал нам видение жизни на примере конкретного гражданина. И тут уже все мы входим в душу и судьбу отдельного взятого человека в том обществе.

А поскольку Данелия взял себе за правило показывать основным героем в своих фильмах людей мужского пола (сказалось кавказское воспитание?), то ему нужно было показать в своем фильме развитие характера мужчины на фоне женщин… На фоне женщин мужской характер проявляется наиболее ярко – тут опять сказалась внутренняя ментальность (чисто лисья) самого Данелии…

kinopoisk.ru

И что мы тут наблюдаем? Мы наблюдаем трех женщин и все три этих женщины режиссером фильма показаны более чем ярко. Так ярко, как и было им задумано… Но мало тех, кто обращает на этот факт наиболее пристальное внимание…

Это очень важный момент в канве повествования фильма и на нем нужно заострить свое внимание. Изначально режиссер фильма нам показывает некую «идеальную» женщину в образе, сыгранном актрисой Ниной Масловой; это тот образ женщины для главного персонажа в этом фильме, который является для него наиболее притягательным, поскольку в этом образе скрыта сила, способная упорядочить его жизнь… И не только ведь упорядочить, но и сделать его жизнь наиболее совершенной в рамках критериев того общества, в котором он существует по факту. Но это идиллия, а что в реальности?

Данелия не поскупился и отразил два реальных женским образа очень откровенно и прямо, я бы даже сказал. В этом плане он – молодец, ничего не стесняется. А что он показал? А он просто показал два противоположных женских начала – яркую и прямо-таки «попугайскую» внешность одной и «серость мыши» в другой.

«Попугайская внешность» Афанасия затронула сразу и ради нее он был готов на все, но вот беда… он забыл о том, что имеет дело только с внешностью, за которой нет никакой души… а значит нет и ничего в перспективе. Но вот что касается внешности «серой мыши» … тут Афанасию потребовалось время для того, чтобы осознать – что наличие души в женском образе – это и есть тот самый идеал, который он столь долго искал в душе и в обществе, но так и не находил, поскольку ориентир в поиске вел исключительно по критериям внешности…

На самом деле об этом фильме можно долго писать и находить в нем всегда что-то интересное… И если вам есть что добавить по поводу идеологической основы для создания этого фильма, я только «за»…

на площадке дзен статья набрала 319 прочтений

22.09.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *