Игорь Костолевский — самый интеллигентный актер последних лет… 30

Russian theatre and film actor Irog Kostolevsky. Russia.

Этот актер, о котором я пишу статью, связан в моем уме и очень прочно (видимо, уже до конца жизни) с телевизионным сериалом «Вход в лабиринт», — о нем, кстати, было бы не плохо позднее написать отдельную статью, хотя каюсь, — я смотрел его в 1991 году, — мне тогда еще и 16-ти не было, но сериал «задел за живое» каким-то уж слишком глубоким и загадочным восприятием действительности режиссёром этого сериала. А Игорь Костолевский сыграл в нем главную роль. Роль следователя, то есть того человека, который пытается разобраться во всей этой запутанной и странной ситуации.

Вот странное дело, мой любимый с ним многосерийный фильм «Вход в лабиринт» снят в 1989 году, когда самому актеру было уже более 40 лет. Что странного? А вы посмотрите этот фильм. Ну никак не дашь ему более 40 лет… При всем желании. И это еще ладно. Я потом некоторое время думал о том, почему, собственно, именно фильм «Вход в лабиринт» является для меня прямо связанным с именем Костолевского и очень подходит его… нет, не только характеру и внешнему виду, а вообще – подходит – по всем параметрам этого актера и человека. А ведь все просто: интеллигентный человек играет интеллигентного следователя в интеллигентной (ученой) среде. Ведь там дело довольно тонкое, касающееся науки и всего с ней связанного – речь, можно сказать, идёт о гении, оказывавшемся за гранью закона… Тут в расследовании нужна не только внимательность, но и деликатность… А деликатных следователей во все времена еще и поискать ведь надо.

Впрочем, Игорь Костолевский родился интеллигентным человеком, — тут даже дело не в родителях, не в той среде воспитания, в которой он учился становиться взрослым, выходя из детства – нет, он просто родился таким – сдержанным, здравомыслящим, острожным, деликатным и интеллигентным. Даже среди актёров, а не только обычных людей, все эти сочетания характера в одном человеке являются редкостью, в том числе и в наши дни.

Разумеется, я смотрел и такие фильмы с его участием, как и «Звезда пленительного счастья», и «Безымянная звезда», и «Гараж», но… нигде, как мне кажется столь серьезно не проявлена его истинная сущность, как в фильме «Вход в лабиринт». Прямо вот это чисто его стиль, его фильм с главной ролью только под него – лично я воспринимаю Костолевского именно по этому фильму в целом как человека.

И дело тут вовсе не в благородной внешности, не в манере спокойно и уверенно доносить до зрителей свои мысли и свои суждения, дело не в высоком росте и живости восприятия окружающего мира… Это все второстепенное. Главное в Костолевском иное – он как бы и не от мира сего – хоть и красив и внешне привлекателен (для дам), но умен и интересен с интеллектуальной точки зрения. Это ведь совсем не брутальная внешность и манера поведения того же Машкова… Ничего подобного. Тут что-то совсем иное, уникальное.

Да, в фильме «Звезде пленительного счастья» Костолевский поднялся на Олимп популярности сразу и надолго, но… это только потому, что в те годы еще не вышел фильм «Вход в лабиринт» … До его выхода оставалось еще долгих 14 лет.

Вы сразу же спросите: «а как автору его прекрасно сыгранная роль Александр Первого в фильме «Война и мир» 2007 года, когда Костолевскому было уже почти 60 лет? Да, лучше его на роль интеллегентнейшего императора Александра Первого, наверное, никто не смог бы подойти, но… все-таки старость сделала свое дело и играть Костолевскому эту роль было уже трудно (хотя и интересно), и это очень чувствуется.

Надо сказать, что при распаде СССР Костолевскому было уже 43 года, но звания Народного артиста он при советской власти так и не получил. Почему? Сказалась непрорывная формула его личности, если можно так выразиться. Он ни на чем особо и не настаивал, он просто работал – спокойно, тихо и уверенно, а этого недостаточно для того, чтобы власти оценили твою работу в полной мере. Но тем не менее власти заметили его работу и уже в 1984 году он получил звание Заслуженного артиста, но не СССР, а только РСФСР… Хоть и скромное, но тем не менее внимание от властей… Интеллигентные люди никогда особенно никому не нравились…
Но за то уже в постсоветское время, когда Костолевскому было уже 47 лет, а именно в 1995 году Ельцин наградил его званием высшим – Народного артиста России. В принципе это не плохой результат – получить в 47 лет высшее звание в киноиндустрии.

на площадке дзен статья набрала 733 прочтения

25.09.2020

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *