Владимир Бортко. Тихий, незаметный, но великий режиссер нашего времени

Между нами говоря, к Владимиру Бортко, как в режиссеру с большой буквы этого слова я проявил внимание только тогда, когда в 2006 году посмотрел его сериал «Мастер и Маргарита», который произвёл на меня как на зрителя воистину неизгладимое впечатление. И виною тут не только игра актеров, — всех – от мала до велика, но и сама постановка фильма в целом, близость к книжному оригиналу и все как декорации к фильму, так и цифровая графика этих декораций.

Но известность Бортко получил на самом деле давно, когда вышел его комедийный фильм «Блондинка за углом», — в 1984 году. Я давно смотрел этот фильм и помню его смутно, но помню, что он мне понравился двумя противоположными характеристиками – он одновременно навевал грусть за наше бытие в те годы и в то же время некую душевность, которая тогда проявлялась в отношениях между людьми.

Но настоящую известность режиссер Бортко получил только в 1988 году, когда снял телевизионный сериал по роману Булгакова «Собачье сердце», — и вот это уже был действительно серьезный в кинотворчестве успех. Этот фильм, как мне кажется, в России смотрели вообще все, кто перерос детство в своей жизни, и многие разобрали его на цитаты…

Но больше всего Бортко меня удивляет как человек и личность. Он был членом КПСС с 1983 по 1991 год и свой партбилет не выкинул и не сдал даже тогда, когда Советский Союз развалился. Более того, с 2007 года он является членом КПРФ и депутатом Гос.Думы от КПРФ. Однако назвать Бортко идейным человеком я тоже не могу, я могу назвать его очень порядочным, чистоплотным, нравственным и главное – здравомыслящим человеком, понять которого мне иногда очень сложно.

С одной стороны, говоря о Бортко, его нельзя не назвать одним из лучших режиссеров современности, но с другой стороны сам он как человек какой-то уж слишком тихий, разумный, спокойный, почти незаметный… Сложно писать о таких людях, которые не замечены ни в чем ни скандальном, ни противоестественном, ни даже в чем-то громком.
Особенно меня удивил его последний политический поступок тогда, когда незадолго до участия в выборах в губернаторы Санкт-Петербурга он самостоятельно (без учета мнения товарищей по партии) вдруг неожиданно снял свою кандидатуру и заявил о том, что с ним «все кончено, он теперь — политический труп». Тут видно некое серьезное разочарование. Или это просто возраст уже дает о себе знать? Ведь 74 года – это уже довольно преклонный возраст. В таком возрасте брать на себя новые обязательства, тем более в политической жизни, да еще и на таком ответственном посту, как руководитель второго по величине города России – это очень серьезный шаг. Думаю, что партийное руководство просто настояло на том, чтобы он выдвинул свою кандидатуру на этот пост. И он не смог отказаться.

На съемках же Бортко был тоже обычным человеком, который очень болеет за процесс и частенько позволял себе нецензурные выражения, но я читал как-то его интервью, где он говорил о том, что с артистами иногда нужно вести себя немного жёстче и увереннее, чем ему хотелось бы – это помогает в процессе работы на съемках фильмов.

А вот все свои основные награды по творческой линии в жизни Бортко получил только в современной России, в то время как в СССР на него как-то не особенно обращали внимание. И главную награду – звание Народного артиста России от получил только в 2000 году, уже в солидном возрасте, что не удивительно – тихих и спокойных людей, не умеющих себя рекламировать, власти замечают поздно, если вообще замечают.

Про сериал «Бандитский Петербург» буквально потрясший всю страну, режиссёром которого так же является Владимир Бортко, я писать не стану, мне этот фильм не понравился, хотя и сделан он качественно и открыл многих будущих «звезд» нашего кино, того же Певцова с Дроздовой…

на площадке дзен статья набрала 1 883 прочтения

04.10.2020

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.