Карен Шахназаров — очень умный режиссер и исследователь нашего времени

В отличие от многих иных режиссеров последних лет Карена Шахназарова можно назвать человеком не только счастливым, но и вполне не плохо ориентирующемся с реалиях современного общества, — можно назвать человеком тонким и очень умным, а также весьма гибким… При этом многие из вас его «гибкость» посчитают за слабость. Но вот лично я в отношении него лично так сказать бы не смог. Это не правильно. Тут что-то куда как серьёзнее и глубже.

Начнем с того фильма, который я первым посмотрел под его режиссурой, — я имею в виду филам «Курьер» 1986 года выпуска. Ну, я не буду говорить о том, что это мой один из самых любимых фильмов, но тут речь о несколько ином – можно ли сказать о том, что в этом фильме Шахназаров еще тогда, когда Советский Союз был полон сил и энергии, поставил в психологическом плане много вопросов о бытие и его сущности для советских людей? В этом фильме ведь речь не идет ни о какой критике советского общества. Шахназаров вообще не тот человек, который любит кого-либо критиковать. Мне лично кажется, что он вообще по жизни человек, которому критика кого-либо в принципе противна априори. Его интересует совсем иное – он хочет постигнуть законы этого общества и этого бытия в их многогранности.

Ведь его фильм «Курьер» (согласитесь) сложно назвать комедийным, но тем не менее и трагического в нем не так много. Это не траги-комедия так же, — он просто показывает наше бытие под таким ракурсом, когда его реальность нам только кажется смешной или грустной, но на самом деле – это серьёзная реальность, она не смешная, она и не грустная – она обычная, — такая, какой и должна быть.

Следующий фильм, который я посмотрел под его режиссурой, и я о нем уже писал – это фильм «Город Зеро», который снят чуть позднее – в 1988 году, когда такое соц.явление, как «Перестройка» уже набрала все мыслимые и немыслимые обороты в обществе. Что можно в социальном плане сказать об этом фильме с позиций лично Шахназарова? Все те социально-политические вопросы, которые только наметились в его фильме «Курьер» значительно обострены в его же фильме «Город Зеро». Я бы даже сказал – не обострены, а поставлены там ребром.

И опять же, как и фильм «Курьер», фильм Город Зеро» нам часто кажется несколько смешным. А как иначе попытаться понять сложность бытия, если только не использовать призму юмора и иронии? С ума же можно сойти. А с ума сходить не охото, хочется сохранить здравый рассудок, — и без обращения к помощи со стороны чувства юмора тут никак. И в целом Шахназарову это удалось в обоих фильмах, — какими бы смешными порою мы не воспринимали сцены в этих фильмах, мы понимаем, что речь идет, в общем-то, о чем-то очень серьёзном.

Помните хоть сцену мальчика из фильма «Горд Зеро», В КОТОРОЙ СМЕШНОЕ ПОТИХОНЬКУ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СВОЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, ТО ЕСТЬ В СТРАШНОЕ?

И именно в этом весь Шахназаров как человек – ему интересно все в этом мире, он хочет знать обо всем и чувствовать все, и все понимать и во всем разбираться. Это настоящий режиссер, настоящий познающий человек, который желает и до зрителя тоже донести свое стремление к духу познания, каким бы страшным или смешным этот путь к познанию не был…

Но его фильм «Цареубийца»… Уже само название о многом говорит. Он снят в знаковое время – как раз в тот момент исторического времени, когда СССР уже распался, а новая Россия на его фоне все еще не зародилась… Очень знаковое время, — и этот исторический момент Шахназаров уловил очень точно. И уловил его не только для себя, но и донес его суть и до нас – зрителей.

Если вы смотрели фильм «Цареубийца», то вы понимаете о том, что я хочу сказать. Тут опять мы видим чисто и глубоко только природу души Шахназарова. Это очень режиссёрский фильм, если можно так сказать. Очень личный. В нем Карен Шахназаров проигнорировал правых и не правых, он хотел нам показать совсем иное – заглянуть в души тех людей, которые совершили страшный проступок в те далекие года, когда революция в России только начиналась. Он попытался и сам заглянуть, и нам показать, — что же такое творилось в душах тех людей, которые полны были решимости убить царя Российской Империи и тем самым повергнуть в небытие все те многосотлетние пласты нашей истории, которые столь долгое время развивали наш народ и были ему свойственны…

Шахназаров – как человек – это прежде всего, в основе и по-преимуществу – исследователь бытия. И даже вот это, оно и последних его появлений на тв-передаче говорит в пользу того, что он – исследователь, мыслитель, который пытается во всем разобраться и все понять, все объяснить (прежде всего себе самому):

на площадке дзен статья набрала 2 880 прочтений

08.10.2020

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.