Песня о недовольстве (раздражении) своим нынешним состоянием во время творческого пути

Сергей Чиграков меня, конечно, не перестает удивлять. Удивительный, конечно, человек. Причем, скрытный. Его не сразу поймешь, он мало что афиширует из своего творчества такого, за что его можно было бы «зацепить». И лично я, — не знаю как вы, вообще к группе «Чиж и К» относился до 2020 года довольно прохладно и поверхностно.

Сколько раз я слушал песню «Пригородный блюз» по радиостанциям, но никак не думал о том, что она перу Чигракова не принадлежит, — особенно в ее музыкальной аранжировке за 1999 год. Оказалось, что песня – и аранжировка (но не Чиграковская) и сам текст песни принадлежит Майку Науменко и создана она очень давно – в середине 1980-х годов. Причем, создана она, как оказалась, как пародия на всю современную (по тем временам) панк-культуру. Науменко Цою об этом в то время сказал прямо. И оба они смеялись. Наши рок-музыканты панками не были никогда, даже в самые глухие по давлению извне времена в СССР. Панки – это раздолбаи, говоря по-современному, но наши русские рок-музыканты никогда раздолбаями не были – они прекрасно знали за что борются:

— за свободу слова
— за свободу самовыражения
— за культурное многообразие (культурное, а не бескультурное)
— за философское восприятие окружающей действительности (особенно на фоне того – чисто атеистического общества); помните то общество? Я помню его очень хорошо, хотя был еще ребенком – саму информационную атмосферу…

Так зачем Майк Науменко написал именно такой текст к этой песне? Думаете, это и в самом деле была пародия на панк-культуру? Я, все-таки, предполагаю, что Майку Науменко в то время (он был еще весьма молод тогда) так только казалось. А на самом деле он написал о своем личном творческом кризисе. О чем идет речь в песне? Об одном дне из жизни автора. И даже не дне, а мгновении или часах в сутках. Но дело в том, что это мгновение расписано в песне таким образом, словно вся окружающая среда ему мешает в том, чтобы собраться и написать нечто новое… Но это все только его личные предположения, почему он и у поминает постоянно о некоем «пригородном блюзе». Почему «пригородном»? И почему именно «блюзе»?

Очень просто все. Блюз – как направление в музыке – одна из самых свободных (после джаза) музыкальных концепций, — тут интерпретировать музыкальным звучанием можно как угодно и сколь угодно долго. А пригородный? Нет точки опоры. У автора нет точки опоры. Ему не от чего оттолкнуться, чтобы продолжить творческий путь. Он как на вокзале находится. То есть там, где ему нужно купить билет для того, чтобы двигаться дальше (с личным транспортом тогда у всех были проблемы). Мы наблюдаем как бы наложение экономики того времени на творческую составляющую личности.

Но сравните технику музыкального исполнения самого автора — Науменко и технику исполнения Чигракова. Это ж две совершенно разные техники! У Науменко с его техникой музыкального исполнения на смысл текста вообще не обращаешь внимания в то время как у Чигракова как раз техника исполнения (чисто блюзовая) и раскрывает смысл самого стиха к песне. Почему так происходит? Чиграков музыкальным исполнением раскрыл в тексте песни ее главный посыл, а Науменко нужно было показать совсем иное – он действительно уверовал в то, как автор, о чем и сообщил Цою, что он данной песней критикует панк-музыку… И это в то время, как критика панк-музыки, которая якобы тут главная, на самом деле критика его личного самочувствия в данный конкретный момент времени, как человека творческого.

Он говорит об этом в самом тексте: ему мешают все и вся: и его дети, и отсутствие папирос, и собственный страх перед тем и этим, и изменения в его внешней среде… И тем не менее все это время он понимает главное: «пригородный блюз». Речь в песне именно о пригородном блюзе, как о том моменте в его творческом пути, который он потерял, но очень вновь хочет приобрести. И он сам, как автор, на сознательном уровне этого не понимает, но за то осознает это на уровне подсознательном. Только никак не может найти точки соприкосновения между подсознанием своим и сознанием.

Вот вариант Науменко:

А вот вариант исполнения Чигракова (пришлось файл скачать, поскольку вариант, предлагаемый Яндекс музыкой нет тот, что надо для раскрытия темы):

Группа «ЧИЖ и К» с песней «Пригородный блюз»

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.