Памяти Жванецкого как философа эстрадного актерского искусства

О Михаиле Жванецком, точнее о его необычном до феноменальности актерском и писательском таланте в нашем обществе «сломано не мало копий». Каких только мнений о актерском таланте Жванецкого как сатирика на эстраде я не услышал за все то время, когда я, да и не только я, но и сам он был жив. Чувствуете, уже «по жванецки» пишу, хотя и не думал так, как он, но когда пишешь о нем, то думать иначе и не представляется возможным.

Сложный, конечно, у него талант. В музыкальном плане он мне во многом напоминает (я говорю это совершено объективно) нашего Гребенщикова, — все его любят, но никто не понимает, а кто понимает, тот «молчит в тряпочку», а то еще обвинят в том, что ты его понимаешь и покрутят у виска в то время, когда крутить нужно совсем у другого места.

Ну а если серьезно говорить то, конечно и безусловно, Жванецкий – это не просто сатирик, — он необычный сатирик. Какого бы сатирика вы не слушали, вы понимаете от 80 до 100% всех тех «шуток», какие слышите от него; но стоит прослушать Жванецкого (а у него почти все тексты были только его – чисто авторские), то… ну лично я (не знаю, как вы) могу с первого раза уловить от 20 до 40% всех тех мыслей, какие он выдает со сцены в ходе монолога… Это о чем говорит? О необыкновенной сложности его текстов. И дело тут не только во фразеологии и построении самой структуры текста – мысли очень быстро меняются, так же присутствует и образность, и ты не успеваешь следить за ходом их изменения – вот в чем чисто «жванецкая» «фишка» на эстраде.

Я помню год 2000-й, когда я познакомился с одной особой, и у нас с ней зашел как раз диалог именно о Жванецком, — приблизительно в таком плане мы общались:

— Жванецкого знаешь?
— Да, конечно.
— Завтра иду на его концерт. Очень жду.
— Почему?
— Тебе какие сатирики нравятся?
— Не знаю. Задорнов, наверное.
— Задорнов интересен, согласна, но Жванецкий куда интереснее.
— Прочему ты так думаешь?
— Он – философ, в отличие от Задорного. У Задорного все просто. Он что-то вроде политика на эстраде. Жванецкий – совсем иное дело.
— Почему?
— Он – философ. Его очень сложно понять и всегда нужно разгадывать его мыслеформы и построения его предложений. Это очень интересно. А еще интереснее то, что он говорит со сцены так быстро, что ты еле успеваешь за ним.

Этот диалог в моей жизни я почему-то запомнил. Но с другой стороны должен прямо сказать, что в отличие от концертов Задорного или Галкина, я ни разу не бывал на концертах Жванецкого (и уже не побываю, к сожалению).

И смех ведь на концертах Жванецкого был другой, не такой откровенный и громкий, как у того же Галкина. Один раз я даже «чуть живот от смеха не надорвал» на концерте Галкина… стыдно вспоминать даже. Нет. У Жванецкого публика на его концертах, конечно, отличалась от публики на концертах иных эстрадных сатириков. Там люди всегда были чуточку выше интеллектуально основной массы зрителя, — это факт, кто бы и что не говорил. Человек, который хочет просто посмеяться, не задумываясь ни о чем, — таких зрителей у Жванецкого не было никогда, не тот уровень. И он был один такой. Назовите мне хотя бы еще одного сатирика, который в философском смысле составления текстов был ему хотя бы ровней? Нет таких.

Вот приведу вам сейчас пример, где он предвидел нашу современную «самоизоляцию» еще в далёком 1987 году. И ведь это не только предвидение самоизоляции, это еще и насмешка (с очень глубоким юмором) над тем, как пытаются общество ограничить во всех сферах жизни, — и сейчас этот монолог выглядит куда актуальнее даже тех лет, когда он с ним выступал впервые:

на площадке дзен статья набрала 1 598 прочтений

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.