Артист Алексей Гуськов считает, что самое главное в жизни уметь вместе молчать

Не знаю как вам, но лично мне артист Алексей Гуськов прежде всего запомнился по фильму «Мусорщик», в котором он снялся в главной роли в 2001 году. Фильм этот, между прочим, снят по повести Ивана Охлобыстина, которого многие из нас ругают за его разную (по сферам) деятельность… в жизни.

Фильм произвёл на меня очень серьезное впечатление, но в статье речь не о фильме, а об актере, сыгравшим главную роль в этом фильме – Гуськове. Это тот актер, который является максимально пластичным (с точки зрения режиссёров – идеал то есть, можно сказать), но при этом имеет свою волевую фактуру, — то есть все видят в нем некий персонаж в кино, который является твердым и очень характерным, весьма мужественным – причём, роли тут не играет – отрицательного ли это плана мужественность или положительного… Черта в характере артиста довольно редкая, поскольку большинство артистов мы воспринимаем либо положительными персонажами в кино, либо отрицательными – в Гуськове же «скрыто какое-то обаятельное зло», которое, благодаря силе его личности может и притягивать, хотя и не всех, но всех оно точно не отталкивает.

Не нужно стесняться того, чтобы уверенно заявить о том, что такая черта характера, как «гибкость» в личности Гуськова помогала ему на всем протяжении его жизни. Ведь он начал сниматься в кино в конце 1980-х, еще когда Советский Союз казался вечным и сильным, но в начале 1990-х у всех артистов возникли серьёзные проблемы, — сниматься стало негде, а если роли и предлагали, то это были роли очень низкого по качеству кино.

Гуськов ждать не стал, — он просто ушел из кино в сферу бизнеса. Нет ролей, нет работы на театральном поприще – к чему ждать «у моря погоды»? Это глупо. Гуськов не из тех людей, кто любит ждать смены погоды – любой, — он действует сразу и на свой страх и риск. Уж такая черта в его характере, даже не черта, не верно сказал, а стиль его поведения.

Это в максимальной степени проявилось как раз в фильме «Мусорщик», где показан один человек, но в двух его ипостасях, — с одной стороны человек очень начитанный, интеллектуально продвинутый и спокойный, а другой стороны – бывший «киллер», то есть человек, прошедший весьма жесткую школу жизни, в условиях которой любая его ошибка неминуемо могла закончиться только смертью.

Гуськов – это человек риска, причем риска предельного, — он способен рискнуть всем, совершенно при этом не рассчитывая на то, что его риск сможет оправдаться. И в то же время – это артист, которому всегда фортит по жизни. Это видно даже по его лицу. Тонкие губы, прямой и уверенный взгляд, лёгкая ирония в диалоге… С такими людьми очень интересно, но всегда напряжённо, — они не любят запах застоя и болота – им всегда нужно движение, движение воды в мощной реке, — они любят преодолевать препятствия и совершенствоваться в самых сложных условиях.

Есть артисты, которые всю жизнь работают в одном театре несмотря ни на какие изменения в общественной жизни, но это не о Гуськове.
С 1984 по 1986 годы он проработал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. В 1986—1988 года он являлся актёром Театра на Малой Бронной, а с 1988 по 1991 годы — служил в театре «Детектив», а после него — он являлся актёром Театра имени Н. В. Гоголя.

То есть с 1984 по 1991 годы он «имел наглость и нахальство» сменить аж 4 театральные площадки. 4 театра за менее чем 8 лет – это многое говорит о человеке. Это ведь как и в жизни обычного человека – многие люди, несмотря ни на что, работают на одном месте годами и даже десятилетиями, бюясь новшества и неизвестного, но есть и другие, живущие по принципу: «мне вдруг что-то не понравилось, я ухожу – куда и зачем – сам не знаю, но я так решил». Таков Алексей Гуськов.

Но и это еще ерунда. В 1994 году он вдруг решил вообще уйти из театра. В принципе. Взял да и бросил театральную деятельность и стал одним из инициаторов создания анимационной студии, которая приносила намного больше денег, чем работа в театре.

Но самое интересное в ином. В отличие от многих иных артистов, я бы не сказал, что Алексей Гуськов где-нибудь и когда-нибудь «простаивал». Если ему хоть немного нравилась та или иная роль из тех, что ему предлагали даже в «дикие» 90-е двадцатого века, он легко соглашался сняться. Не гнушался ничем, ибо есть «вечность», значение которой хорошо знакомо каждому артисту, но есть и современная жизнь, в которой нужно кормить жену и детей… И он в этом плане совершенно ни о чем не жалеет.

С 1991 по 1999 годы – в самый пик Уныния в российском кинематографе Гуськов умудрился сняться в 10 кинокартинах, в том числе и в сериалах. На мой взгляд, это весьма не плохо.

Более того, уже с конца 2001 года (если смотреть на общественный план его жизни) он являлся убежденным сторонником партии «Единая Россия», то есть почти с самого момента ее зарождения, — увидел в ней ту силу, которая способна консолидировать расколотое российское общество 90-х годов 20-ого века. Алексей – человек, который любит порядок везде и во всем, в том числе и в обществе. Это очень четко видно по его роли в фильме «Мусорщик» — это тот фильм, который я буду помнить всю свою жизнь. Я не представляю, как режиссеру фильма пришла в голову мысль о том, что именно Гуськов к главной роли в этом фильме наиболее подходит – но он не прогадал…

У таких людей, как Гуськов, поскольку они обладают четко выраженной гражданской концепцией мироощущения, скорее всего друзей не много, — вот от чего в предлагаемом мною в конце статьи интервью, Гуськов и говорит о том, что самые главные люди в его жизни, это те люди, с которыми можно вместе молчать и при этом друг друга понимать, — такого эффекта в общении можно добиться только с единомышленниками.

на площадке дзен статья набрала 1822 прочтения

19.12.2020

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.