Александр Збруев — актер, который бесподобен. Но вот в чем?

Странно, конечно, но есть такие глыбы кино, такие актеры, как Смоктуновский, Андрей Миронов, Александр Абдулов, Филатов, которые слишком яркие для того, чтобы их не замечать и не считать их действительно великими актерами, но есть и другие, типа того же Александра Збруева, Александра Калягина или Юрия Кузнецова. Эти последние как-то язык не поворачивается назвать «великими» актерами, а ведь они именно таковыми и являются, только мы их никогда на первое место не ставим. И меня всегда интересовал вопрос: «почему»? Да просто потому, что они не такие яркие и куда как более скромные по жизни, а скромность сейчас не в почёте, в том числе и в сфере кино.

Лично у меня Александр Збруев ассоциируется прежде всего с его военной ролью заносчивого, дерзкого и смелого офицера с хорошими чувством юмора из моего любимейшего (самого любимого) фильма о войне – «Батальоны просят огня». Причем в этом фильме из детства Збруев, играющий капитана Ермакова, по сути ОДИН «делает» всю психологическую атмосферу в фильме, который должен бы быть суровым и страшным, но благодаря его игре, таковым не является. А ведь это серьёзный фильм, но совсем не такой серьезный, как многие иные фильмы о войне советского периода, взять хоть тот же всем известный фильм «В бой идут одни старики», в котором много игрового элемента и это очень чувствуется зрителю. Никакого игрового элемента в фильме «Батальоны просят огня» мы не наблюдаем – все более чем естественно, просто, понятно и доступно, но… этот фильм делает один только актер Збруев, — даже роль и игра Караченцова тут на втором плане.

Что это? Что это за качество в актере Збруеве, который может даже в сложном советском кино о войне сыграть так, что затмевает собою всех? Как это качество определить? Это, как я думаю, способность показать простого человек со всеми его «грехами» и горестями, и «достижениями» таким образом, чтобы зритель понял, что это совершенно нормальный, живой человек, у которого достоинств столько же, как и недостатков. Героизм, героизм надо было показывать!

Особенно в советском кино. Глубину взгляда на окружающую действительность (как в фильме «Они сражались за Родину»), умение сопереживать всем вокруг. Желание помочь, в конце концов. Нет, ничего этого в роли и игре Збруева нет, — и вот этим он нам всем и нравится. Он своей игрой показывает реальность такой, какая она есть, — нравится это кому-то или нет, но он мастер показывать настоящего, ЖИВОГО человека в онлайн времени, как сейчас модно говорить.

И еще, что меня в нем всегда удивляло (а внешность – это всегда только проявление (или отражение) внутреннего мира человека) — это моложавость Збруева во все года. Вот взять, к примеру его интервью, датированное 2007 годом, которое я посмотрел с большим удовольствием:

Вы меня извините, но я не вижу в этом человеке – в актере Збруеве – 69-ти летнего человека, — понимаете, — не вижу! При всем желании. 50 лет, но не более! 50! Не 70! И так было всегда, в том числе и тогда, когда я в 1989 или 1988 году (точно не помню сейчас) смотрел впервые (но далеко не в последний раз) фильм «Батальоны просят огня», где Збруеву уже 47 лет… Какие 47 лет, вы о чем?! От силы 35-38!
Он всю жизнь какой-то слишком молодой, никогда не стареющий человек, особенно с этой его необычной искоркой в казалось бы хитрых глазах… Но глаза то не хитрые на самом деле, а очень умные и глубоко смотрящие.

А потом я посмотрел фильм с его участием, но уже не в самой главной роли, с названием: «Все будет хорошо», о котором нужно позднее будет обязательно написать, ведь фильм реально гениальный и глубочайший по психологии нового времени… Как он в нем сыграл простого человека, оказавшегося, как и многие из нас в те годы, между «Сциллой и Харибдой», между демоном капитала и демоном вседозволенности и хаоса (прежде всего нравственного хаоса), но показавшим в этой роли всем нам – третий путь, путь Человека, — которому можно продолжать следовать даже в таких сложных условиях бытия.

В общем, лично для меня, как человек, да и как актер, Збруев во многом остается загадкой. Он очень человечный, но глубокий и внимательный. В нем чувствуется (если одним термином), какая-то по-настоящему добрая, но очень глубокая мудрость при взгляде на жизнь. В нем нет «напора и усилия», но нет и слабости и уныния – его сила напоминает силу в движениях борьбы «ушу», она плавная, рассредоточенная, но скрывающая в себе могущество и уверенность.

На площадке дзен статья набрала 67 170 прочтений

28.12.2020

Все фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.