Вряд ли можно встретить в наши дни более русского режиссёра, чем Владимир Меньшов. И именно потому, что он русский – ему и дали Оскара за самый лучший иностранный фильм «Москва слезам не верит» в 1981 году. Но это именно тот самый режиссер, к которому у меня больше всего вопросов. Очень хорошо понимаю Говорухина, Шахназарова, Балабанова, Рязанова, Михалкова, Данелия и даже Бортко – все они таковы, что у меня к ним нет вопросов, я их хорошо чувствую. Но вот к Меньшову вопросы есть и не мало. Не надо только меня обвинять в том, что я каким-либо образом его не уважаю, — тут дело в ином. Мне хочется понять его ментальность, его внутреннюю глубину и содержание как человека, а так же как человека передающего это содержание через творчество.
Давайте для начала проанализируем три его самых известных фильма не с точки зрения ментальности самих фильмов, а с точки зрения Владимира Меньшова, как автора этих фильмов, — я имею в виду фильмы
— «Москва слезам не верит»; 1979 года
— «Любовь и голуби»; 1984 года
— «Шырли-Мырли»; 1995 года
Комедийная составляющая передачи информации у Меньшова, скажем так, весьма своеобразная. Впрочем, из всех перечисленных выше режиссёров в полной мере передачей юмора и иронии мог похвастаться только Данелия, отчасти и Рязанов, но в куда меньшей степени, если его сравнивать с мастером иронии – Данелия. Все остальные в юморе слабоваты, — поэтому Меньшов в этой сфере не выделяется из общего списка. Его комедия «Шырли-мырли» передает разве что «разухабистость нравов» России 1990-х, хотя и содержится в рамках приличия, что, по тем временам, уже не малое достижение.
Вторая составляющая творчества Меньшова – противоположная юмору – драматичность передачи образов и взаимодействия между образами на фоне реалистично отрисованной объективной картины бытия того или иного времени. Что о этой черте в его творчестве можно сказать? «Москва слезам не верит» — фильм сильный, но уж слишком он приземленный, не хватает поэтики, не хватает некоего духовного содержания, возвышенности над всем мирским, что присутствует даже во многих фильмах Михалкова (вспомните хоть его фильм «12»), — автора так же не отличающегося способностью воспроизводить в своих кинолентах нечто «небесное и возвышенное». По-сути «Москва слезам не верит» — это обычная драма советского периода, передающая стандартный набор стандартных характеристик стандартных людей того времени в разных его ипостасях: от 1950-х годов рабочего периода до 1980-х годов чиновничьего периода. Что в фильме особенного? В самом фильме, я имею в виду, а не в наградах в честь него из-за Рубежа. Он просто показал действительность такой, какой она и была. Это хорошая черта не для драматического режиссера, а для режиссера документального кино. Да, характеры он показал ярко и четко – и негативные, и позитивные, и их противоречивые взаимоотношения. Спору нет. Но что он, как драматург, показал в этом фильме такого, что позволяет двигаться вперёд, не стоять на месте? Морально-нравственные навыки советского человека позднего периода? Вовсе нет. Мы наблюдаем просто взаимоотношения старого поколения советских людей с новым поколением – в дочке главной героини фильма мы уже видим легкие признаки наличия начала деградационного нравственного направления. И еще! Это важно – инфантилизм. Тот самый, который и привел к тому, что советские граждане перестали быть готовыми защищать честь страны в 1992 году.
Мелодраматическая комедия «Любовь и голуби»… Мелодрамой этот фильм назвать можно, комедией – с большой натяжкой. Многие скажут: «глубоко русский фильм», потому и любим миллионами зрителей. А в чем тут «русскость» его? В том, что баба управляет мужиком? Это разве русскость или все-таки антирусскость? Я бы назвал по ментальности этот фильм точно таким же ЖЕЛЕЗНО советским как и «Москва слезам не верит». Один в один, только якобы иронии побольше. Более того, один фильм является продолжением другого по своим основным психологическим характеристикам.
Юмор разобрали, драматичность разобрали, мелодраматичность (любовную канву) так же разобрали. Нигде не увидели каких-то особенных, выдающихся характеристик. Но народу нравится. Почему? Мечта по советскости. Она еще будет длиться лет 20-30, — до тех пор, пока последнее поколение родившихся в СССР не уйдет.
Все правильно! Так Владимир Меньшов неоднократно в течение всей своей жизни и доказывал нам то, что он – советский гражданин. И таким и остался до конца жизни. В этом плане в нечестности его обвинить как раз нельзя никак! В этом плане он вел себя более чем честно всегда. Всегда отстаивал мораль советского периода. И Шахназарову в его гениальном фильме «Курьер», который, кстати, по своим морально-нравственным характеристикам очень схож с фильмами Меньшова, удалось этот образ самого Меньшова передать в полной мере, и нет тут ничего художественного, Меньшов тут вообще никого не играл, кроме себя самого, эта сцена, уверен, далась ему очень легко:
Из всех режиссеров советского времени Владимир Меньшов остался самым советским. Ребёнком своего времени – идеологии 1950-1960 х годов. Вы спросите: «а чего его так разворачивало в разные стороны» в политической сфере, начиная с 1995 года? То он за коммунистов, то за партию власти, то за президента РФ, то критикует его? А разве это не черта всех нормальных советских людей, у которых большая дилемма в голове, говорящая им:
— 1 постулат – власть должна быть сильной и все делает ради народа
— 2 постулат – не потерпим несправедливости и безнравственности
А если эти постулаты в реальности начинают противоречить друг другу? Тогда и начинаются волнообразное движение в головах советских граждан. И Владимир Меньшов в этом смысле был не только не исключением, а плыл в общей канве течения.
П.С. Вы спросите, — ну хорошо, а где фильмы не советского уровня восприятия бытия, и не американского – ему противоположного? В том то и проблема, что их нет, кроме фильма «Замысел» 2019 года. В этом и трагедия. И Меньшов, уверен, «Замысел» так и не посмотрел до самой смерти. Советский человек до мозга костей потому что. Вот Зодчий — он действительно русский режиссер для русских, а их осталось максимум 2-3 миллиона во всем мире… Реально русских по духу, я имею в виду.
На площадке дзен статья набрала в 2021 году 537 прочтений
Все фото из открытых источников
Личная помощь на развитие сайта:
Сбербанк: 5336 6902 6444 1223
Юmoney (кошелек): 410019267247669
ЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ САЙТУ, ЕСЛИ ХОТИТЕ 2 СТАТЬИ ИЛИ ВИДЕО В ДЕНЬ
ЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ САЙТУ, ЕСЛИ ХОТИТЕ 3-4 СТАТЬИ ИЛИ ВИДЕО В ДЕНЬ
Так же нужны мужские и женские голоса для озвучки визуализаций. Те, кто готов попробовать свои силы в этом нелегком деле (опыт работы с другими людьми уже есть), присылайте с вашими контактами аудиофайл с голосом на почту (длительностью не менее 1 минуты). Адрес почты в «шапке» сайта. Возможно, он подойдет.