Если честно сказать, то первый раз, когда я посмотрел этот фильм в 2014 году, я, судя по записям, оценил его в 7,9 баллов – чуть не дотягивает до «золотой серии» фильмов, но недавно я снова его пересмотрел, и оценка моя упала значительно – до твердых 7 баллов. Почему? Если вдуматься, он крайне неправдоподобный, хотя и очень интересный. Даже в фильме «Эффект бабочки» больше правдоподобия и сюжетная линия выстроена вполне логично.
Сразу скажу, что фильм будет интересен всем, кто любит напряженность сюжета и загадки, но дело в том, что если по психологической линии к нему нет никаких претензий, то по линии метафизической – претензии есть. Предлагаю рассмотреть – почему так.
Ветеран войны в Ираке возвращается в США, на свою Родину. Он многое повидал. Ему психологически тяжело и больно. Но он – парень молодой и многое еще в жизни сможет успеть. Вы сразу же возразите: «а, понятно, автор хочет сказать нам о распространённом в США явлении, которое они назвали «поствоенный синдром»? Это так, но это лишь начало фильма, точнее та «зацепка» по сюжетной линии, которая фильм начинает. Далее речь идет совсем о другом. О чем же? О проникновении главного героя в будущее и о возможности это будущее менять, находясь здесь – в настоящем – в 1992 году. Как это происходит и почему фильм называется столь странно?
Суть фильма в следующей мысли: «в сверхтяжелых обстоятельствах своей жизненной колеи у человека (не всякого, но это возможно) могут вскрываться те способности, которые всем окружающим его людям представляются сверхнормальными, не вписывающимися в окружающие людей правила нормального бытия». Экстрасенсорные? Нет, хуже – меняющие окружающую среду, причем не в настоящее время, а в будущем. А это уже сильная заявка на фантастику.
А как он вообще попал в эти сверхтяжелые жизненные обстоятельства? Казалось бы – ветеран войны в Персидском заливе, прошел сквозь все возможные трудности, ему ничего не страшно… Это вам только так кажется. Всегда найдется что-то, что куда страшнее того, через что вы уже прошли.
Он попадает в психиатрическую клинику. И лицом к лицу сталкивается (вот не везет, так не везет) с доктором – «шизофреником», у которого, видимо, не все в порядке с головой – его методы лечения «особо одаренных» пациентов далеки от кодекса Гиппократа. Главный герой попадает в «пиджак» — так врачи в этой клинике называют между собой «смирительную рубашку». Но это ещё только половина беды. Главная беда заключена в том, что его в этом «пиджаке» помещают в аля морг, — некая бутафория в подвале этой клиники, которая напоминает ящики, которые использует в своей практике работники морга.
Представляете себе ситуацию? Вы находитесь в смирительной рубашке в ящике для трупов, где пространство весьма ограниченное и нет света от слова «совсем»? Насколько это изуверство серьёзно по влиянию на психику человека? Даже на психику подготовленного человека? Оно – сверхмощное. Потрясающее по силе воздействия.
Но в фильме происходит обратное от ожидаемого. И вот тут далее идет уже метафизика, а не психология. В таких сверх экстремальных условиях главный герой обретает возможность изменять будущее, — помогать своим и наказывать чужих и враждебных к нему людей, которые… правильно – ничего не понимают и не должны понимать, ибо это выходит за рамки правил, по которым они воспринимают окружающий мир.
Проблема в том, что я не могу понять технику (метафизическую технику) перехода главного героя в будущее, а тем более в возможность это будущее изменять. В этом плане фильм недоработан, поскольку технология этого процесса не разъяснена режиссером фильма.
на площадке дзен в 2022 году статья набрала 197 прочтений