Фильм «Кавказская пленница» 1966 года — глупость или в нем есть что-то интересное?


Сначала я хотел назвать данную статью таким образом:
«Кавказская пленница» — известный советский фильм, который мне никогда не нравился. Почему? Много причин.

Моей жене этот фильм очень нравится за то, что там показан и показан очень хорошо, Кавказ, его природа, а так же за то, что в нем мы видим нравы и обычаи того времени, как люди общались между собой и с каким уважением относились друг к другу. Так мне сообщила жена о восприятии фильма лично ею. Перед тем, как писать данную статью я решил узнать ее мнение. У тещи же больше не могу выяснить, — она уже сменила мерность год с небольшим назад. А ведь я иногда с ней консультировался, хотелось узнать «мнение из народа». Но теперь она «вне связи»… Но вернёмся к фильму.

Что в этом фильме такого «необычного», что я на протяжении последних лет 30 слышу со всех сторон возгласы восторга от этого фильма? Фильм этот, в отличие от абсолютно антисоветского фильма «Бриллиантовая рука», вышедшего через два года после этого фильма, я бы не называл противоречащим основам советской морали и нравственности. Я бы был куда мягче в его оценке и назвал бы его просто глупым… Фильм ни о чем. Никогда мне не нравился и никогда особенно и не смешил. Ничего, ровным счет ничего, смешного в нем нет. То ли дело «Служебный роман»… Фильм, который вышел в 1977 году… Это – любовь моя, да, но… «Кавказская пленница» — это фильм вообще ни о чем. К сожалению. Почему же его так до сих пор все вокруг любят, — не ясно.

О чем фильм то, собственно? Молодая девушка из Москвы оказывается на Кавказе и там ее похищают ради того, чтобы выдать за муж за известного всем в округе… чиновника, — якобы чиновника советского. Что в этом чиновнике советского, сколько я не смотрел этот фильм, я так и не понял. Кроме обычного самолюбования собой – нормального явления на Кавказе до сих пор, я так в нем ничего положительного и не увидел. Этот чиновник ничего из себя, как человек, как личность, и не представляет даже (и не стремится к этому вообще-то)… Он ни умен, ни красив, ни честен, ни уверен в себе… Вы заметили в нем хоть что-то положительное? А ведь при этом он занимает весьма ответственный пост главы района… Кому на Кавказе и по каким принципам распределяли ответственные государственные посты в 1966 году? Совершенно не ясно…

Молодая комсомолка Нина (кстати, имя тут подобрано верно – это чисто грузинское имя) ведет себя так, словно она только что «из яйца вылупилась», — очень глупо и весьма поверхностно, словно весь мир ей должен только за то, что она есть тут. Не менее, если не более глупо выглядит и ее «защитник», — Шурик… Это, насколько я понял, единственные представители русского народа в этом фильме? Или Балбес, Бывалый и Трус тоже русские? Сказать сложно, но если это так, то в более не выгодном свете с точки зрения чести и достоинства, русских людей в отношениях с народами Кавказа показать сложно. Почему? Все пятеро выглядят откровенными идиотами по сравнению со всеми остальными, ума у которых тоже не очень много.

И в чем смысл всего этого «не нормального гротеска» называемого в народе гениальной комедией? В том, чтобы показать то, насколько морально устарели ценности первобытнообщинного (архаичного) строя среди народов Кавказа по сравнению с новыми, революционными ценностями Советского Союза? Украл невесту и доволен, но партия так не читает? Или что?

Впервые я этот фильм посмотрел в 15 лет, — это было в 1991 году. Ничего не понял и даже не смеялся (почти). Потом пересмотрел в 1998 году. Результат тот же. Что тут смешного? Потом в 2004 году… Фильм начал меня уже откровенно раздражать, причём так сильно, что в четвертый раз я посмотрел его лишь в 2015 году…

Объясните мне, люди… что в нем смешного? Лайков к этой статье будет не много, это нормально, но вы можете мне объяснить – что смешного и интересного в этом фильме? И почему этот «древний» фильм до сих пор в «золотой серии» — его рейтинг более 8,0 баллов? Буду благодарен, поскольку я, сколько не смотрел этот фильм – так и не оценил его «ценности» …

на площадке дзен в 2022 году статья набрала 2 659 прочтений

Комментарии 1

  • Мне вообще все Гайдаевские фильмы не очень смешны. Одинаковые какие-то. Они хороши для «фона»-включил телевизор и что-то делаешь. Также и с Рязановым.
    А вот, например, Данелия, совсем «другой коленкор»- сатира, насмешка, смысл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *