Начнем статью с главного – название не верное. Забудьте о тех, кто вам говорит хоть что-то, используя слова: «везение, повезло». Это люди, как правило недалекие, если только не обладают самоиронией. И вспомните текст из песни Гарика Сукачева:
— «эта фраза никчемна – тебе «повезло» (о самой песне писал ранее отдельно (Самая глубокая и философская песня на нашей музыкальной сцене.)
Это вообще то, и только между нами, песня о судьбе и жизни Веры Алентовой в том числе. Хотя нас таких, точнее с такой судьбой, как у Веры Алентовой, не мало, если не все. Это в шутку. А если серьезно, то все.
Хотя, кому это я пишу? Мало кто понимает лисий юмор. Значит, пишу себе, и еще некоторым единицам. И то хорошо. Но я не просто так вспомнил о слове «везение» в отношении судьбы Веры Алентовой (Быковой – ее настоящая фамилия). Она до сих пор еще жива и может меня лично поправить, если что не так. Я пишу открыто.
Не зря Вера Валентиновна Алентова издала свою книгу – воспоминания о прожитом под названием «Все не случайно». У всех все не случайно, но у Веры Алентовой в особенности. Ее жизнь нельзя назвать легкой. И даже интересной назвать нельзя, поскольку жизнь у того же Аль Пачино или Леонида Филатова (я уже молчу скромно про жизнь Владимира Высоцкого) были куда как интереснее и познавательнее, — для них лично, а для нас куда как более драматичнее и сложнее.
Вера Алентова родилась в пик Великой Войны. Она родилась далеко от линии фронта в городе Котлас – это Архангельская область – 21 февраля 1942 года, когда даже до начала Сталинградской Битвы было еще очень далеко и было совершенно не ясно всем современникам – чем завершится война. Более того, — это было время самой страшной зимы (первой) в блокадном Ленинграде, во время которой погибло более полумиллиона человек. Ни отец Веры, ни ее мать к фронту не имели никакого отношения – они были театральными деятелями, и никто их на фронт не призывал. При этом отец Веры умер сразу после окончания Войны – в 1946 году от туберкулеза. Отца Вера помнит очень плохо. Но вот с матерью у нее сложились очень близкие отношения, и она сама всегда говорит о том, что всем в жизни обязана именно матери.
Мать взяла Веру в охапку, и они переехали на Украину, в город Кривой Рог почти сразу после смерти отца, поскольку климат там был куда как мягче и природа много пышнее. Почему именно в Кривой Рог? Там жили их родственники. Но это 1947 год. Кривой Рог. Город такой. Там еще Зеленский родился. Знаете, наверное, этого «кровавого клоуна» всех времен и народов? Он ни в чем не виноват, а тут речь о Вере Алентовой.
Семья актрисы Ирины Николаевны Алентовой жила не столько бедно, сколько по нищенски. Но это Кривой Рог. Повторяю, что этот город, где немцы хозяйничали более 3 лет. Безраздельно и безнаказанно. И еще у меня вопрос: чем во время оккупации Кривого Рога были заняты родственники Ирины Николаевны? Я бы многое отдал за то, чтобы услышать сейчас их разговоры за самоваром в период 1947 – 1950 годов. Но… «кто старое помянет, тому глаз вон…». Хотя есть и продолжение этой, якобы завершенной пословицы. Но как бы то ни было, а школьные годы Веры Алентовой прошли именно в Кривом Роге. Это факт, а значит без этого никак. Впрочем, уже к 1950-му году все в Кривом Роге и в целом на Востоке Украины «устаканилось», поэтому вряд ли можно сказать о том, что Вера помнит хоть что-то из того, о чем говорили взрослые в те времена. Да и не надо ей было об этом знать, поскольку она родилась вовсе не ради знаний об этом, как, впрочем, и все те миллионы советских людей послевоенного поколения – самые счастливые люди последнего периода развития очередного этапа Цивилизации.
Вере нужно было идти в канве времени ее современников, то есть «строить и мостить дороги к будущему», чем она, собственно, и занялась. Занялась активно и в полной мере.
Сказать о том, что Вера Алентова (Быкова) рано начала свою карьеру по стезе театральной деятельности – это не сказать ничего. Первую свою роль на подмостках театра она сыграла в 8 лет. В 1950 году. Дело в том, что девочка, которая должна была играть, заболела, а мать Веры — женщина активная и быстро соображающая – вовремя среагировала и предложила на замену свою дочь. Если вы думаете, что Ирина Николаевна не занималась с дочерью по части актерского мастерства, то напрасно… С 5 лет… каждый вечер. А как иначе, если мать живёт театром, а дочь у нее одна и нет отца? И нет интернета, кстати. И это не ирония. Факт.
Маленькая Вера сыграла настолько органично и правдоподобно, что мать ее похвалили. Как хорошо она умеет воспитывать детей! Все же в наше время живут по принципу: «здесь и сейчас, а потом – сами разбирайтесь». Так же? Но театр переезжал… Весьма далеко, как это и было принято что в сталинские времена, что во времена Хрущева. Куда переехал? В ближайший к Оренбургу город – Орск. Орск и сегодня куда как более местечковой город (в Орске на 2023 год – около 200 000 жителей; в Кривом Роге – более 600 000), чем Кривой Рог. Почему так произошло? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать нюансы «подковерной борьбы» чиновников, следящих за театральной деятельностью в СССР того времени. А у меня таких архивных данных нет.
Мать Веры и ее саму зачислили в театральную труппу Орского государственного драматического театра имени А. С. Пушкина осенью 1960 года. Вере на тот момент уже полноценных 18 лет. И? И там Вера с мамой прослужили чуть более года. А потом? А потом мать пришла к выводу: «нужно вести дочь куда дальше, чем она сама себе позволила». Почему? Времена уже были иными. Не такими строгими и жёсткими, как при Сталине. И почему бы этим смягчением не воспользоваться? Я – «за», МАТЬ – МОЛОДЕЦ. Логично и умно.
Мать отправила Веру в Москву в 1961 году. Вера поступила в актёрский факультет школы-студии имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького и закончила его в 1965 году. Училась очень прилежно. Она от природа была прилежной ученицей, впитывала в себя каждое слово и каждый жест руководителя, начиная с матери. Мать, кстати, изначально говорила ей о том, что путь актёра – путь не простой. Но Вере нравилось с детства играть совершенно разных людей. Почему? Ей хотелось прожить за одну жизнь – сразу много жизней. Ментальное такое желание, и желание очень многообещающее, если играть роли верно. Увидели ли мы – зрители – это при жизни Веры Алентовой? Это вопрос.
Уже на втором курсе обучения на актёрском факультете школы-студии имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького она знакомится с Владимиром Меньшовым, который старше ее всего на 3 года. Между ними вспыхивает любовь. Настоящая любовь. Они проводят свадьбу уже в 1963 году. Никто из них тогда ни на какие общественные регалии в будущем даже и не рассчитывал. И регалий действительно не было, они жили весьма скромно в Москве (правда, что само по себе уже регалия) до того, как вышел советский фильм «Москва слезам не верит» в 1979 году. Они уже в браке более 16 лет, у них уже ребенок – дочка – ей 10 лет, но… Вера Алентова никому так и не была известна до тех пор, пока фильм не вышел на экраны.
Однако до 1979 года Вера уже более 14 лет служила в Московском театре им. Пушкина. Служила день ото дня, преданно, уверенно и профессионально. Но… незаметно. Такое тоже бывает. И часто. Но тогда, когда вышел фильм «Москва слезкам не верит» Вера Алентова вдруг становится в глазах советской публики чуть ли не самой гениальной актрисой. На тако й уровень успеха у людей не рассчитывал никто, — не только режиссёр фильма и ее муж Владимир Меньшов, но и сама она. Ведь что Меньшов показал в этом фильме? Он отобразил то, что в жизни Веры было на самом деле, ничего больше. Вере, в принципе, и не нужно было ничего играть, нужно было просто вспомнить свою прошлую жизнь и ее отображать в кадре. И ей это было сделать совсем не трудно, ведь она была к 1979 году актрисой с почти 15-ти летнем профессиональным театральным стажем.
Что касается ее личной жизни… Сейчас многие, уже после смерти Владимира Меньшова, говорят о том, что их семейная жизнь, длящаяся более 58 лет, была идеальной… Это ж тоже не так. После того, как у молодых Владимира и Веры родилась дочка – Юлия, они прерывали отношения на почти 4 года, — с 1969 по 1973 года… И дело было вовсе не в том, что им чего то не хватало друг от друга, а в том, что они оба были еще молоды, полны личных амбиций и желаний, а тут ребёнок, который связывает их обоих «по рукам и ногам»… А оба они весьма творческие натуры… Но… разум победил, а страсть отступает пред разумом всегда. И авторский фильм Меньшова «Москва слезам не верит» как нельзя кстати скрепил не только их судьбу между собой, но и их успех в глазах публики. Но все это произошло лишь спустя 6 лет после того, как Вера и Владимир поняли то, что не могут жить друг без друга… А это дорогого стоит.
на момент публикации на сайте на площадке дзен статья набрала 331 прочтение
Все фото из открытых источников
Личная помощь на развитие сайта:
Сбербанк: 5336 6902 6444 1223
Юmoney (кошелек): 410019267247669