Тяжело, конечно, писать о исторических фильмах Голливуда: можно, конечно, но с улыбкой разве что. Это касается практически всех их исторических фильмов, кроме некоторых, — к примеру фильм «На западном фронте без перемен» ничего, очень близок к реальности, но только по той причине, что снят по книге участника тех событий. Тут же речь идет о 1184 лете, то есть о времени, которое было чуть менее 1000 лет назад. Мы толком ничего не знаем о том, что было сто лет назад, а тут режиссер замахнулся… К примеру, как выглядят некоторые персонажи в фильме? Они так хорошо выбриты, словно живут в шикарных условиях 2005 года в больших городах нашего времени. Большинство зрителей даже не задумываются об этом, но тем не менее.
Нравы. Она покончила жизнь самоубийством, а потому ей обязательно (ее мертвому телу) нужно отсечь голову. Якобы в те времена это было обязательным требованием церкви. Причем сами церковники в фильме как бы издеваются над собой: «ты не можешь ударить того, кто тебя ударил, подставляешь другую щеку, — слабак». Поэтому ко всем историческим фильмам Голливуда предлагаю относиться как к художественному вымыслу, — так будет легче на душе у зрителя.
В главных ролях тут снялись два актера, которых я знал и до просмотра фильма – Орландо Блум и мой любимый Лиам Нисон, о котором я уже не одну статью написал. Но Лиам Нисон тут играет не долго, только в самом начале фильма, — его герой является ближайшим помощником короля города Иерусалима, захваченного крестоносцами чуть более века назад у сарацин (арабов). А герой Орландо – это его сын, молодой воин, который долго не видел отца и который в своем городе (хотя эту деревню во Франции сложно назвать городом) потерял жену, поскольку она покончила самоубийством… Правда, из-за чего покончила – я так и не понял. Видимо, из-за сложной жизни своей. Они встречаются, и отец уводит сына в Иерусалим. Зачем? Чтобы тот забыл о своем горе. Снапчсала сын не хочет ехать с отцом, но потом убивает священника местного (очень вредный тип) и со словами: «защите меня, я убил человека» приходит к отцу. Но отец – персонаж Нисона – человек, который много повидал на своем веку, а потому говорит сыну: «ничего страшного, кто из нас не убивал». Христиане же все!
Вообще, чем дальше я смотрел фильм, тем больше развитие сюжета напоминало мне лучшие пьесы Шекспира. Трагедия на трагедии и трагедий погоняет, — становится просто уже даже смешно. Когда трагедий переизбыток – это воспринимается уже как траги-комедия, а то и фарс.
Так, к примеру, король Иерусалима очень добрый и добропорядочный человек, который смог установить мир между европейцами и арабами на целых шесть лет. Но вот незадача – править ему осталось совсем не много, он болен. Не просто болен, а болен смертельно. Все понимают то, что скоро он умрет. Есть те среди европейцев, кто не согласен с политической линией короля. Это представители Ордена Тамплиеров, о которых написано множество противоречивых отзывов в виде научных исследований в интернете – одни их хвалят, другие считают их исчадием ада. В фильме возобладала негативная точка зрения на житие тамплиеров. Эти рыцари во главе с двумя господами, один из которых является мужем сестры короля (не понятно вообще то, как такой неотесанный мужлан смог стать ее мужем – она то более или менее приличная), а второй – рыжий — его друг – он еще более неотесанный мужлан. Тамплиеры являются в фильме партией войны, они за то, что позорно делить Иерусалим с неверными, — у них в ходу даже такое умозаключение: «убить неверного – это не только не грех, но за это еще и в рай попадешь» (ничего не напоминает из современного?). С такими суждениями во главе, разумеется, они ненавидят добрую власть короля. И всячески стараются ему мешать в мирном урегулировании вопроса.
С другой стороны, мы видим тоже мудрого короля сарацин. Он тоже против войны, но прекрасно понимает то, что война является неизбежной, поскольку добрый король христиан скоро умрет. И вместо него на престол должен войти его сын. Сын еще маленький, ему лет 8 или 9, не более. Но вот незадача, как только он становится королем (а значит все важные государственные приказы и распоряжения) подписывает его мать, то есть сестра короля… Стоп – стоп. Так это чей сын? Короля или его сестры? Это не важно, поскольку сын тоже должен умереть и очень быстро – у него ведь та же наследственная болезнь, что и у отца. Убивает сына – мать, поскольку говорит так: «лучше я буду гореть в аду, чем мой сын». Разве не в лучших традициях Шекспира? Это гениально!
Но почему она убивает сына? Дело в том, что она понимает то, что болезнь очень быстро прогрессирует и скоро лицо и все тело сына будет обезображено так же, как в последний год жизни короля. Мать не хочет, чтобы сын страдал, а потому убивает его из-за жалости к нему. Из-за милосердия. Заметьте при этом, что речь идет о истово верующих христианах в фильме, убивающих почем зря все, что вокруг них находится хоть в каком-то движении. Это «очень по-христиански», тем более что живут они все в Иерусалиме рядом с холмом, где распяли Иисуса Христа – их бога.
В результате на престол королевский всходит ее муж – один из главных тамплиеров, который желает войны с сарацинами, после победы в которой весь Иерусалим будет христианским, а неверным в нем места не будет никогда. Очень кровожадный товарищ.
Этот товарищ посылает двух убийц, чтобы ликвидировать героя Орландо Блума – по-моему единственного рыцаря, у которого с головой все в порядке и который прежде всего заботится о своей совести, а не о власти над всеми. Кстати, он тоже если и христианин, то какой-то странный. Есть такой грех – прелюбодеяние. Сестра короля влюблена в него, и они становятся любовниками при хотя и неотесанном, и жестоком, но все еще живом муже. Смешно? Но она объясняет свой поступок очень просто: «на востоке между влюбленными встает только свет», — произнеся эту фразу, она гасит свечку в своей руке…
В общем, не знаю сколько в фильме действительно исторического – нисколько, по-моему, но фильм точно снят в лучших традициях шекспировского напряжения во взаимоотношениях между людьми. К тому же в нем много хороших декораций, выбрана неплохая пейзажная локация, созданы для его съемок достаточно качественные костюмы и актёры в нем играют на совесть. Поэтому за этот смешной фильм поставил твердые 6,5 баллов.
Я в свое время (это 1995 год) тоже написал в шекспировском стиле «Балладу о красоте и уродстве», — можете почитать, — вам понравится, если вам нравятся такие фильмы как «Царство небесное». Кстати, и название то какое иезуитское придумали для фильма. Это ж еще додуматься надо было до такой иезуистики. Христиане… М-да… Убей брата своего ради бога своего… Жесть.
на площадке дзен на день публикации на сайте статья набрала 4 100 прочтений
Все фото из открытых источников
Личная помощь на развитие сайта:
Сбербанк: 5336 6902 6444 1223
Юmoney (кошелек): 410019267247669